Для непосвященных: первый «Борат: Культурные познания Америки на благо славной нации Казахстана», или просто «Борат» – псевдодокументальный комедийный фильм 2006 года, снятый Ларри Чарльзом с Сашей Бароном Коэном в главной роли. Борат Сагдиев – казахский журналист, которого отправили в Соединенные Штаты для создания документального фильма о стране.
Израильские киноманы понимают, о чем говорит Борат «по-казахски» – на самом деле он бегло говорит на иврите.
Сиквел «Борат-2» – «Борат Последующий Фильм: Предоставление огромной взятки американскому режиму для того, чтобы извлечь выгоду для славной нации Казахстана», снят уже самим Коэном и на днях дебютировал на Amazon Prime.
Борат возвращается в этом году с планом предложить свою дочь-подростка в качестве подарка Майку Пенсу, чтобы Дональд Трамп подружился с лидером Казахстана.
Коэн создал ленту из фантастической смеси кинодомыслов, актерской игры, интервью с реальными людьми и провокаций в собственном исполнении.
49-летний британский комик – соблюдающий еврей, мать которого родилась в Израиле, а бабушка живет в Хайфе. В школе он принадлежал к сионистской еврейской молодежной группе «Хабоним Дрор», затем провел год, работая и учась в кибуце на севере Израиля.
В фильме Коэн борется с дремучим антисемитизмом с помощью сюрреалистических поворотов сюжета. Вот некоторые из них.
День памяти жертв Холокоста
Борат говорит, что народное развлечение «Бег еврея» в Казахстане отменено: «Все, что у нас осталось, – это День памяти жертв Холокоста, где мы поминаем наших героических солдат, которые управляли лагерями».
Хотя на деле Казахстан и другие республики Средней Азии стали убежищем для евреев во время Холокоста. Это другие бывшие республики СССР прославились нацистским коллаборационистским прошлым.
Торт «Евреи нас не заменят»
Во время своих сумасшедших путешествий Борат покупает торт, чтобы поднести его «славному лидеру» своей страны. Он просит написать на торте глазурью: «Евреи нас не заменят».
Эта фраза известна как главный лозунг белых неонацистов на марше «Объединение правых» – United the Right – 2017 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния.
Но если кондитерша и узнает этот лозунг, она не выказывает протеста и делает то, что ее попросили, добавляя несколько смайликов.
Ультраправая песня
В какой-то момент Борат знакомится с двумя активистами правого толка, которые приглашают его к себе пожить на время коронавирусной самоизоляции. Песню с расистским текстом, которую они согласно фильму вместе написали, в июне Коэн переодетым исполнил на ультраправом митинге в Олимпии, штат Вашингтон.
В фильм включен лишь отрывок выступления, но в полном варианте, попавшем в социальные сети, есть и такие слова: «Миллиардер-еврей-филантроп Джордж Сорос и его неприятные друзья контролируют нашу жизнь».
Вторжение в CPAC
Одна из наиболее смелых провокаций Коэна, совершенных для фильма, – проникновение на Конференцию консервативных политических действий (Conservative Political Action Conference, CPAC), проходившую в феврале. «Я Стивен Миллер. Извините, я опоздал!» – объявляет на входе Борат, чтобы добраться до выступавшего там Майка Пенса. Миллер – старший советник Трампа по еврейскому вопросу, которого считают архитектором антииммигрантской политики. Во время второй попытки загримированный под Трампа Борат-Коэн был изгнан. Это не привело к раскрытию его личности, но все писалось на пленку и вошло в фильм.
«Я похожа на еврейку?»
Один из планов Бората сделать свою дочь более привлекательной для Пенса – пластическая операция. Хирург предлагает поработать с носом.
«Что не так с моим носом? Я похожа на еврейку?» – в ужасе спрашивает дочь Бората Тутар.
Врач говорит «нет», Борат с облегчением выдыхает, а врач продолжает, что евреи выглядят «вот так», и делает изогнутый жест вокруг своего носа.
Ложь в Facebook
Поселившись «в лоне цивилизации», Тутар обнаруживает Facebook, где узнает много нового, например, что «повод для гордости нашей страной, Холокост, никогда не происходил».
Выжившие в Холокосте не кусаются
В какой-то момент Борат чувствует, что провалил свою миссию, и уверен в том, что дома его казнят. Он решает покончить с собой и идет в ближайшую синагогу «ждать следующего массового расстрела».
Он входит в синагогу, замаскированный, как он говорит, «под типичного еврея», с длинным фальшивым носом Пиноккио, с муляжом мешка с деньгами и с пластиковыми крыльями на спине а-ля летучая мышь. Приветствуя там старую еврейку, он говорит: «Очень хорошая погода, и мы ее контролируем».
Эта женщина тоже реальна – пережившая Холокост Джудит Эванс, и за несколько месяцев до выхода фильма Коэн взял у нее интервью и снял с ней несколько сцен. Она присоединилась к силам обороны Израиля еще подростком, стала самым молодым директором израильской школы и потеряла первого мужа в Шестидневной войне.
В длительной беседе Джудит утешает Бората. Она обнимает его и целует, а затем смеется: «Видишь, я целую тебя, а ты все еще жив». Борат вслух задается вопросом, может ли ее яд подействовать не сразу, но затем делится с ней едой и своей историей, а старая женщина рассказывает ему о своей тяжелой жизни.
«Но Холокоста не было», – протестует он. «Я видела все это собственными глазами, – говорит ему Эванс. Ее объятие с Коэном – момент, целенаправленно созданный для еврейского зрителя.
Джудит Эванс умерла этим летом, а ее дочь посчитала фильм антисемитским и подала в суд, чтобы сюжет с матерью был из фильма удален.
Но фильм – страстная борьба с антисемитизмом, а Коэн посвятил его памяти Джудит Эванс.
Вот заявление поверенного Рассела Смита, который представлял на суде Amazon: «Иск был отклонен безоговорочно. Судебный процесс окончен. Саша Барон Коэн был глубоко благодарен за возможность поработать с Джудит Дим Эванс, чье сострадание и мужество как пережившей Холокост тронули сердца миллионов людей, которые смотрели фильм. Жизнь Джудит – сильный упрек тем, кто отрицает Холокост, и с помощью этого фильма Саша Барон Коэн продолжит свою пропагандистскую деятельность по борьбе с отрицанием Холокоста во всем мире».