Раввин Иегуда Герцль Генкин, пионер в сфере ортодоксального еврейского феминизма, умер в Израиле 23 декабря.
Генкин и его жена, Хана, создали программу для женщин по изучению законов семейной чистоты и других актуальных для прекрасного пола тем, открыв тем самым новую основу для руководящей роли женщин в ортодоксальных общинах. В 2018 году Генкин был удостоен премии Каца в знак признания его работы о месте женщин в иудаизме, а также многочисленных трудов на другие темы.
В 2015 году старший сын и невестка Генкиных, Эйтам и Наама, были убиты в результате теракта на глазах у своих четверых детей. Эйтам Генкин сам был иудейским мыслителем и ближайшим учеником своего отца, сообщает Jerusalem Post.
Иегуда Герцль Генкин родился в Соединенных Штатах в 1945 году и посещал иешиву Флэтбуш, ортодоксальную школу в Бруклине, а также учился у своего деда, раввина Йосефа Элиягу Генкина, одного из ведущих раввинских авторитетов Нью-Йорка. Генкин учился у деда пять лет и получил от него смиху раввина.
Вместе со своей женой, также преподавательницей Торы, Генкин переехал в Израиль в 1972 году и поселился в Бейт-Шеане. Именно там Хана Генкин занялась преподаванием женщинам законов «тахарат а-мишпаха» (семейной чистоты).
Позже супруги переехали в Иерусалим, где в 1990 году Хана Генкин основала «Нишмат» — женскую семинарию по изучению Торы. В 2000 году супруги Генкины и раввин Яаков Вархафтиг учредили программу для женщин, посвященную вопросам семейной чистоты.
Выпускницы программы готовы были отвечать на вопросы, связанные с тахарат а-мишпаха, которые женщины из скромности не задавали раввинам-мужчинам. Хотя выпускницы могли ответить на многие вопросы, исходящие от женской аудитории, они не посвящались в раввины, и любые вопросы, которые требовали «псака», решения в области закона, переадресовывались ведущим ортодоксальным раввинам.
Хотя некоторые духовные авторитеты критиковали программу за то, что она слишком далеко зашла в создании новой роли для женщин в качестве экспертов по еврейскому праву, авторитет и репутация раввина Генкина придали легитимность этому начинанию, позволив выпускникам программы стать широко уважаемыми во многих частях ортодоксальной общины. Сегодня по всему миру работают 146 выпускниц программы, известные как «йоацот Галаха».
В своих галахических постановлениях Генкин обычно занимал решительную позицию. Он отстаивал точку зрения своего деда, согласно которой женщины могут читать Кадиш в синагоге вместе с мужчинами. Он утверждал, что женщины могут выполнить обязательство слушать мегиллу на Пурим, читая ее для себя или слушая, как ее читает другая женщина, но что женщины не могут читать мегиллу от имени мужчин.
В то время как Генкин считал, что не существует серьезных юридических проблем с женскими молитвенными группами, которые стали популярными в 80-х годах 20 века, где женщины возглавляли молитвенные службы для женщин, он не был достаточно уверен в своей правоте, чтобы издать постановление, и оставил его на усмотрение местных раввинов. Однако он ясно дал понять, что не согласен с практикой т.н. «партнерских миньянов», где женщины могут руководить частями службы и читать Тору в смешанной аудитории.