Первые поставки израильского газа в Европу состоятся в феврале—марте. Об этом заявил министр нефти Египта Тарек эль-Молла. Новый совладелец израильских месторождений американская Chevron делает ставку на экспорт в виде СПГ через Египет, а не по газопроводу Eastmed, строительство которого до сих пор туманно.
Египет собирается значительно нарастить экспорт СПГ в Европу, запустив в феврале второй завод по производству сжиженного газа, Damietta. Его мощность составляет 4,5 млн тонн в год (6,2 млрд кубометров).
Как сообщил министр нефти Египта консалтинговой компании Gulf Intelligence, общая мощность сжижений вырастет до 12,5 млн тонн (17,2 млрд кубометров). В стране уже действует проект Idku. Damietta же простаивала с 2012 года, когда Египет из-за падения добычи превратился в импортера газа.
Однако с тех пор в стране открыли много месторождений газа, включая гигантское Зор в Средиземном море. И Египет вышел на полное самообеспечение. Кроме того, год назад Израиль начал экспорт газа в Египет.
«Начиная с октября, у нас забронированы все мощности на Idku — до конца марта», — сказал Тарек эль-Молла. Он уточнил, что запуск Damietta планируется на конец февраля. Египет планирует экспортировать газ с месторождения Зор и часть израильского, который сейчас закупает компания Dolphinus.
Новый совладелец израильских месторождений из США не стал оттягивать запуск полномасштабного экспорта. Американский Chevron договорился с оператором ГТС Израиля о транзитном соглашении для экспорта газа в Египет. После строительства соединительного газопровода в Израиле поставки с морских месторождений Средиземного моря в соседнюю страну могут достигать 7 млрд кубометров в год. Из Египта же израильский газ пойдет на экспорт в виде СПГ. Эти объемы лишь ненамного меньше тех, которые собирались поставлять по еще не построенному газопроводу Eastmed в Грецию через Кипр. Судя по всему, американцы решили не ограничиваться Европой, а сохранить себе поле для маневра, предпочтя вариант СПГ.
О том, что компании — участники проекта разработки «Левиафана» и «Тамар» сосредоточены на экспорте СПГ, косвенно подтвердил и исполнительный директор Delek Drilling Йосси Абу. На вопрос Bloomberg TV прошлым августом о том, какие варианты экспорта израильского газа компания рассматривает сейчас, он сказал о двух самых перспективных направлениях — экспорте газа через терминалы СПГ в Египте и создании плавучего завода по сжижению газа на израильских месторождениях.
Пока поставки израильского газа на экспорт через египетские терминалы ограничены тем, что технические его пока можно доставлять только на один завод СПГ — Damietta.
Еще в 2018 году партнеры по разработке месторождений «Левиафан» и «Тамар» заключили с египетской Dolphinus контракт на поставку 44 млрд кубометров в течение 10 лет. А в 2019 году увеличили его до 85 млрд кубометров в течение 15 лет.
По сути, строительство соединительного газопровода Ашдод-Ашкелон и позволит начать полномасштабные поставки газа. Если сейчас они с 2020 года законтрактованы на уровне 3,1 млрд кубометров, то с июля 2022 года — в 6,7 млрд кубометров.
Эти объемы сопоставимы с газопроводом Eastmed мощностью 10 млрд кубометров в год. Эту магистраль из Израиля в Грецию через Кипр еще только планируют построить, и Тель-Авив, Афины и Никосия уже заключили немало меморандумов о строительстве. Однако до конкретных действий пока дело не дошло.Источник: eadaily.com