Азербайджанская община в Израиле насчитывает 80 тысяч человек. Как наши соотечественники воспринимают последние события в стране проживания - в материале Sputnik Азербайджан.
Очередное обострение палестино-израильского конфликта спровоцировало масштабные ракетные обстрелы, что привело к многочисленным пострадавшим, жертвам среди мирных жителей.
В Израиле проживает 80-тысячное азербайджанское землячество, состоящее из общин ашкеназских и горских евреев, а также этнических азербайджанцев.
И сегодня эти люди, как и тысячи остальных граждан страны, живут под постоянной угрозой ракетных атак, под воем сирен и грохотом снарядов.
"Железный купол" спасает
На юге страны, к северу от сектора Газа расположен Ашкелон - город, который в последние дни повергается наибольшим ракетным атакам. Плотность ракетных ударов по Ашкелону такова, что сигнал воздушной тревоги, призывающий жителей города прятаться в бомбоубежищах, звучит каждые 12 минут.
Среди ашкелонцев, живущих в постоянной угрозе оказаться под градом снарядов - известная писательница, преподаватель иврита в Израиле, уроженка Баку Керен Певзнер.
От нынешнего обострения страдают обе стороны, и Ашкелон, который расположен в нескольких километрах от сектора Газы, подвергается ежедневным бомбежкам, рассказывает Певзнер.
За восемь последних дней на Израиль сбросили более двух тысяч ракет, и семьсот из них упали на Ашкелон. По словам Певзнер, сложно представить себе, во что превратился бы Ашкелон, если бы не "Железный купол", который защищает мирных жителей от ракет.
"Я несколько дней сплю по часу ночью и днем, просыпаюсь от сирен, и тут же бегу на лестницу. Почему? - спросите вы. Потому что у меня есть несколько секунд, а бомбоубежище во дворе, я не добегу. Поэтому прячусь на лестнице вместе с другими соседями. Два дня назад, когда был массированный обстрел, мы с соседями провели на лестнице ночь, а одна ракета ударила в высоковольтную опору, и половина города осталась без света", - рассказывает она.
В результате обстрелов погибают люди – они попросту не успевают добежать до безопасного места, более 50-ти человек в шоковом состоянии в больнице.
Добежать за 15 секунд
Семья Сады Алиевой живет в Нетании – городе, который находится на побережье Средиземного моря в 20 минутах езды от Тель-Авива.
"Это непросто - постоянно находиться в напряжении, что придется или бежать в убежище, или выскакивать из машины и ложиться на землю, если окажешься в этот момент на трассе", - рассказывает она.
Пострадавших непосредственно от обстрелов в Нетании на сегодня нет, однако есть случаи панических атак и сердечных приступов, особенно у пожилых людей и инвалидов – добежать до защищенного помещения за 15 секунд для них задача практически непосильная.
Как себя защитить от обстрела
Защищенные комнаты (МАМАД) есть во всех домах города, построенных за последние 35-40 лет. Это помещение с бетонированными стенами и стальной дверью.
"У нас такая комната есть. В случае атак мы просто бежим в нее и отсиживаемся там до окончания обстрела. Повторюсь, нам повезло в этот раз, что мы посидели в этой комнате всего несколько раз, а жители юга страны уже который день практически из этих помещений не выходят, там же есть у них раскладушки, питье, еда", - рассказывает Сада Алиева.
В домах старой постройки таких комнат нет, есть одно защищенное помещение на первом этаже, куда и приходится спускаться. Но даже если окажешься в момент обстрела на улице, то незащищенным не останешься - есть специальные общественные убежища ("миклат"). В офисных зданиях зачастую есть по две такие комнаты на каждом этаже. На улицах городов на стенах есть специальные указатели, чтобы знать, куда направляться в случае обстрела.
По словам жительницы Нетании, именно благодаря наличию убежищ в квартирах, в общественных зданиях, на производствах и в офисах число жертв от обстрелов небольшое, несмотря на прямые попадания ракет в здания: "По большому счёту население чувствует себя защищённым. В городах где или нет обстрелов, или количество обстрелов небольшое, жизнь идёт своим чередом. Только занятия в школах пока отменены".
Увидеть смерть
Лейла Алиева живет в Рамат Гане - городе, расположенном недалеко от Тель-Авива, который также подвергается постоянным обстрелам. После переезда из Азербайджана 20 лет назад нынешнее обострение конфликта стало для нее самым драматичным.
"Первые удары по Израилю я встретила в начале прошлой недели, когда была в Тель-Авиве. Мы сидели в уютном кафе, был теплый приятный вечер. И вдруг бешено завыли сирены. Начался переполох", - вспоминает она.
В центре Тель-Авива очень много старинных зданий, в которых нет ни защищенных комнат в квартирах граждан, и не всегда есть "миклаты".
Собеседница Sputnik Азербайджан вспоминает, как владелец кафе попросил всех зайти внутрь кафе, а расположено оно на первом этаже очень старого здания: "И мы стояли внутри этого дома, ничем не защищенные, если бы ракета взорвалась где-то поблизости, никаких шансов выжить у нас бы не было".
Но переживания женщины были больше связаны с маленькой дочерью и мамой, которые остались в Рамат-Гане, связь с ними была прервана.
"Как только перестали стрелять, мы сразу же решили вернуться домой. Но по дороге к машине зазвучала вторая сирена. Нас охватила паника – мы понимали, что находимся на улице, и никакого бомбоубежища рядом нет, мы забежали в ближайший дом – там мы и переждали атаку вместе с жильцами дома и такими же, как и мы, кто забежал с улицы спастись от снарядов".
Сесть в машину и уехать удалось только с четвертой сиреной, нужно было как можно скорее доехать до родного города, чтобы найти родных: "И так мы ехали – под звуки сирен и удары ракет, многие из которых отбивал "Железный купол".
Лейла признается, было очень страшно, и она уверена - в тот день она увидела смерть, видела ее в ударах по городу, видела ее и в ракете, которую купол отбил прямо над их головами.
И сегодня она, как и другие жители города, живет под постоянной угрозой обстрелов. Им еще не раз за последние дни приходилось прятаться в защищенной комнате.
Больше всего Алиева переживает за дочь – девочка очень боится, находится в постоянном нервном напряжении, реагирует на любую сирену, и даже просто звук мотора машин, любой шум: ей кажется, что снова начались бомбежки.
Вот и в минувшую субботу в Рамат-Гане было прямое попадание в дом, погиб человек. Большой ущерб нанесен жилым домам, общественным зданиям, магазинам.
Но в любом случае, никто никуда уезжать не собирается, даже из городов, прилегающих к Газе, говорит уроженка Баку.
С чего все началось
Напомним, масштабные столкновения между палестинцами и израильскими бойцами пограничной полиции вспыхнули в Восточном Иерусалиме сразу в двух районах: возле Храмовой горы и в квартале Шейх Джаррах, где по решению израильского суда проводится выселение нескольких арабских семей. Акции протеста, перерастающие в беспорядки, продолжаются уже больше недели.
В целом с начала эскалации из палестинского анклава по израильской территории было выпущено около 3 700 ракет: порядка 540 упали внутри анклава.
По данным израильской стороны, в Израиле за время, прошедшее с начала столкновений, погибли 12 человек, более 50 серьезно ранены. Число палестинцев, погибших в результате ответных израильских авиаударов, достигло 217, среди жертв 63 несовершеннолетних.
Источник: Спутник-Азербайджан