Два брата-еврея, бежавшие из нацистской Германии в последнем поезде из Берлина перед Второй мировой войной, 81 год спустя встретились с сыном немца, который сделал их побег возможным, пишет британская Daily Mail.
Близнецам Джорджу и Питеру Саммерфилду, живущим в Лондоне, сейчас по 87 лет. В августе 1939 года им было по 6. Тогда их родители смогли с ними бежать в Голландию, «упрессовав» немночисленные вещи в два небольших чемодана.
Но они смогли позволить себе проезд на поезде только благодаря доброте друга семьи, Адольфа Шедлера, привратника в их многоквартирном доме. У них не было денег; он заплатил за их железнодорожные билеты.
Его сын Рольф, ныне живущий во Фрайбурге, был товарищем по играм еврейских мальчиков в детстве. И теперь, благодаря создателям нового документального сериала Saved by a Stranger («Спасенные незнакомцем»), снимаемого BBC2, Саммерфилды смогли встретиться с ним.
Адольф умер в 1957 году, заключение сильно подорвало его здоровье.
«Мои родители много рассказывали о вашей семье, — сказал Рольфу Питер. — Они были свято уверены, что если бы не твой отец, мы бы не уехали. Нас, конечно, отправили бы в концлагерь, и мы бы там все умерли. Наш отец попросил твоего отца: “Помоги нам, пожалуйста, нам нужны деньги”. Твой отец сразу сказал: “Конечно, я дам вам столько денег, сколько надо”. Хотя для него было смертельно опасно помогать евреям. У нас 10 детей и 20 внуков, и все они будут вечно благодарны твоему отцу. Их бы не было на свете, если бы не твой отец. Ты можешь гордиться тем, что являешься сыном праведника».
«Мой отец никогда не рассказывал нам об этом, — сказал близнецам Рольф, тоже отец двоих детей. — Вы знаете больше, чем я. Он был в концлагере. Это было очень тяжелое время для него. Наверное, поэтому он умер очень молодым».
Трогательная встреча, которая не могла пройти лично, но случилась в Zoom из-за условий пандемии коронавируса, была организована и запечатлена сотрудниками BBC2 для сериала «Спасенные незнакомцем».
«У меня был сегодня день, который я всегда буду помнить», — сказал по окончании встречи Джордж.
«Это конец поисков, но начало отношений, — добавил Питер. — Было бы замечательно, если бы мы все собрались вместе на девяностолетие Рольфа. Надеюсь, в следующий раз мы встретимся вживую, неважно, в Англии или в Германии».
Родившиеся в Берлине через шесть месяцев после того, как Гитлер стал рейхсканцлером, близнецы Зоммерфельды, как их тогда называли, жили в многоквартирном доме №29 на Heuelstrasse вместе со своими родителями —банковским служащим Францем и портнихой Марго.
После школы они играли в футбол во дворе с двумя сыновьями привратника Адольфа Шедлера и его жены Анны — Рольфом и Рейнольдом, умершим в 2017 году.
«Мои родители были в Берлине очень хорошо устроены, — вспоминал Питер. — Это было прекрасное место для жизни, и, хотя после Первой мировой войны дела в стране обстояли плохо, жизнь стала налаживаться.
Наша мама была квалифицированной портнихой, отец работал в банке на неплохой должности. Так что у них были надежды на благополучное будущее, которые, конечно, так и не сбылись».
Когда стали приниматься антиеврейские законы, жизнь семьи стала невыносимой. «Наш отец сразу потерял работу, — объяснил Джордж. — Его выгнали за то, что он еврей. А мама потеряла заказчиц. Нас было четверо, а у моих родителей больше не было работы. И мы перестали ходить в школу.
Адольф Шедлер
Я думаю, что в то время мы были единственной еврейской семьей, жившей в этом квартале. Мы очень дружили с детьми привратника. Однажды они пришли из школы домой в слезах. И мы их спросили: “Почему вы плачете?” Они отвечали: “Потому, что в школе нас спросили, играет ли кто-то из нас с еврейскими детьми. Мы ответили, что мы играем. Мы играем с близнецами, нашими друзьями, которые живут в одном доме с нами. Но нам категорически запретили это делать”. Это был последний раз, когда мы могли общаться с ними во дворе. Больше они не выходили. И мы оба тоже от этого плакали».
Когда им было по пять лет, близнецы стали свидетелями трагедии Хрустальной ночи. В самые опасные часы Шедлер прятал их у себя в подвале. «В тот день они не только сожгли дотла сотни синагог, они напали на дома, они напали на магазины, они убивали людей на улице, — вспоминает Питер. — Отец обычно приходил и целовал нас на ночь. Как-то несколько дней он не приходил, потом мы выяснили, что отец Рольфа прятал его у себя. Конечно, родители пытались уберечь нас от всего этого ужаса, но у них плохо получалось».
В августе 1939 года семья чудом получила необходимые документы для выезда из страны.
Они уехали последним поездом из Берлина с двумя чемоданами.
Но им приказали сойти с поезда на границе – поезд ушел обратно, забрав их багаж, – и они провели ночь на полу вокзала в окружении нацистских штурмовиков.
На следующее утро им удалось сесть в первый поезд, прибывший на станцию, который направлялся в Голландию, и они двинулись дальше, к спасению.
«Хотя я был совсем еще маленьким, до сих пор очень отчетливо помню момент, когда мы сошли с поезда в Голландии, — говорит Джордж. — Потому что внезапно почувствовал себя свободным».