|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Посол Грузии: наши национальные ценности в Израиле находятся под угрозой

Посол Грузии: наши национальные ценности в Израиле находятся под угрозой
Посол Грузии в Израиле Лаша Жвания

«Грузинское культурное наследие на Святой Земле находится в опасности», — предупредил посол в Израиле Лаша Жвания.

Идея о том, что Грузия, небольшая страна в Закавказье, расположенная между могущественными соседями, Россией и Турцией, имеет значительную историческую связь с Израилем, может кому-то показаться неожиданностью. Иерусалим славится своими католическими, греческими православными и армянскими святынями, но сегодня во всем Израиле нет ни одной грузинской церкви.

Однако в течение сотен лет грузины были доминирующей силой среди христиан на Святой Земле. Грузинские монархи построили десятки церквей и сохранили некоторые из самых священных мест христианства.

По мере того как грузинская государственность в позднем средневековье ослабевала, ослабевала и ее власть над святынями Святой Земли. К началу Османской эпохи все ее монастыри и церкви оказались в руках более могущественных общин. Древние грузинские надписи и фрески были заброшены и даже подверглись вандализму, что продолжается и в наше время.

Давая интервью Times of Israel, приуроченное к тридцатой годовщины независимости Грузии, Жвания подчеркнул, что Грузия имеет в Израиле и особенно в Иерусалиме множество исторических достопримечательностей. Несмотря на то, что это наследие на протяжении веков скрывалось соперничающими церквями и более сильными государствами, он по-прежнему оптимистично настроен в отношении того, что грузинские претензии когда-нибудь будут признаны.

Грузины и евреи установили тесные контакты несколько тысячелетий назад. Согласно грузинской традиции, первые евреи мигрировали на Кавказ после разрушения Первого Храма в Иерусалиме вавилонянами в 586 году до н.э. Письменные грузинские источники указывают на последующие волны переселения из Иудеи в Грузию, обе из которых имели место в эпоху римского правления, в первые века н. э.

Согласно традиции, население древнегрузинского царства Картли было обращено в христианство в 4 в. Грузия оказалась второй христианской страной после Армении, и грузины проявляли глубокий интерес к Святой Земле. В 5 в. грузинский царевич Мурваназ отправился в паломничество в Иерусалим. Став монахом и сменив имя на Петр Ивер, он основал монастыри в Вифлееме и на побережье Газы. Он похоронен в Явне-Ям на средиземноморском побережье Израиля.

На протяжении веков грузинское присутствие в Палестине расширялось по мере того, как правители, знать и монахи основывали монастыри вокруг Иерусалима и в Иудейской пустыне. Святая Земля стала колыбелью грузинской цивилизации. Самые древние надписи грузинским шрифтом были найдены в Бир-эль-Кутте в Иудейской пустыне недалеко от Иерусалима. Первое использование этнонима «грузин» также обнаружено в Палестине, на столетия раньше, чем в самой Грузии.

Сердцем грузинского присутствия в Иерусалиме был Монастырь Святого Креста, который сегодня находится в долине под Музеем Израиля и Кнессетом. Согласно грузинской традиции, царь Мириан купил землю в 4 веке, а правитель 5 века основал на этом месте первый монастырь (хотя греческие иерархи утверждают, что он был основан их церковью).

monastery-of-the-cross-3010-640x400.jpg
Монастырь Святого Креста

Нынешний похожий на крепость монастырь был построен грузинским монахом по имени Прохор в 11 веке — после того, как более раннее сооружение было разрушено во время арабского завоевания Палестины. Говорят, что в монастыре похоронен великий национальный поэт Грузии Шота Руставели.

Lasha-Rustaveli-640x400.jpg
Фреска с изображением Шота Руставели в монастыре

Монастырь стал первым религиозным объектом в Иерусалиме в руках грузин. Со временем грузины владели более чем 40 церквями и монастырями на Святой Земле, в том числе десятью только в Старом городе Иерусалима, в которых жили паломники и монахи. Грузинская Православная церковь была настолько заметна, что в 14-16 веках она владела Гробницей Христа в Иерусалимской церкви Гроба Господня.

Присутствие церквей на Святой Земле часто было отражением политики европейских и ближневосточных держав, и по мере того, как политически Грузия ослабевала, ее власть над христианскими местами тоже сокращалась. С завоеванием османами в 1453 году Константинополя грузины остались без своего покровителя и были завоеваны турками и персами. В Святой Земле более могущественные латинская, греческая и армянская церкви перехватили контроль над этими местами у грузин. В 1685 году грузины уступили Монастырь Святого Креста греческому патриархату. Греки утверждают, что грузинская церковь, обремененная большими долгами, продала им этот участок, но грузины отвергают это утверждение, указывая, что документ, фиксирующий продажу, так и не был представлен. К концу 17 века грузины навсегда утратили свое присутствие в Храме Гроба Господня.

Присоединение Восточной Грузии к Российской империей в 1801 году и подчинение Грузинской церкви Москве привели к окончательному упадку грузинского присутствия на Святой Земле.

Статус Монастыря Святого Креста и защита своих древних духовных центров в Израиле по-прежнему остаются одними из наиболее актуальных вопросов в Израиле для грузинского духовенства и дипломатов.

В 1987 году грузинский патриарх направил письмо в Иерусалимский патриархат с просьбой вернуть монастырь грузинской церкви. До сего дня ответа на этот запрос не поступило.

«Пока бьется сердце грузина, — заявил Жвания, — оно требует, чтобы грузинский Монастырь Святого Креста вернулся грузинам».

Это требование включает в себя более 125 акров земли, принадлежавшей монастырю, на которой сегодня расположены кнессет, Музей Израиля и престижный район Рехавия.

В то же время, по словам грузинского дипломата, патриархия и израильские власти повысили уровень защиты грузинских культурных объектов и произведений искусства.

Сегодня, по данным посольства Грузии, в Израиле находится около 17 000 грузин-христиан, в основном иностранные рабочих или состоящие в браке с евреями. При этом у них нет в Израиле ни одной грузинской церкви.

Расположенная на перекрестке Западной Азии и Восточной Европы, омываемая Черным морем, граничащая с Россией, Турцией, Арменией и Азербайджаном, Грузия уже много лет привлекает израильских туристов. По словам грузинских официальных лиц, в 2019 году Грузию посетили более 205 тыс. израильтян. Многие выбрали ее как альтернативу Турции после того, как в последнее десятилетие отношения между Иерусалимом и Анкарой серьезно ухудшились. Среди израильских туристов в Грузии много религиозных, которым нужны не только горные походы, но и кошерная пища.

После выхода Израиля из ограничений Covid-19 они снова направляются в Грузию. По словам Жвании, в апреле их посетили более 12 тыс. израильских туристов, а в мае их число выросло еще сильнее.

Israeli-tourists-in-Georgia-640x400.jpg
Израильские туристы в Тбилиси

Сегодня израильтянам не нужно проходить карантин, если они вакцинированы, и им не нужно делать ПЦР-тест.

«Израильтяне чувствуют себя в Грузии, как дома, — сказал Жвания, — и наслаждаются природой, достопримечательностями, культурным наследием, в том числе еврейским. Хорошая еда и очень дешевая».

В 2008 году, когда Жвания завершил свою первую каденцию посла в Израиле, между странами осуществлялся один ежедневный рейс. « Теперь у нас три или четыре рейса», — сказал он.

Грузинские паломники регулярно посещали Израиль до пандемии коронавируса. «Мы, грузины, храним преданность Святой Земле на протяжении веков, поэтому в грузинском обществе всегда сохраняется особая привязанность к Грузии, — сказал Жвания.

Грузинские евреи начали переселяться в Палестину в середине 19 века. Селились они главным образом у Дамасских ворот в Иерусалиме. Согласно переписи 1915 года, более 6 процентов евреев в Иерусалиме и почти четверть евреев в Старом городе были выходцами из Грузии. Они были вынуждены навсегда покинуть свои дома во время арабских беспорядков 1929 года в Палестине.

Synagogue_in_Tbilisi_Georgia-640x400.jpg
Синагога грузинских евреев в Тбилиси

Десятилетия спустя именно грузинские евреи добились международной солидарности с движением отказников, требовавших разрешить еврейскую эмиграцию. 10 ноября 1969 года 18 глав семей грузинских евреев тайно передали через посольство Нидерландов в Москве письмо премьер-министру Голде Меир с призывом к Кремлю разрешить им выезд в Израиль.

Красноречивое письмо, драматично зачитанное в ООН представителем Израиля Йосефом Текоа, наэлектризовало еврейский мир в целом и советское еврейство в особенности: «Мы будем ждать месяцы и годы. Если потребуется, мы будем ждать всю нашу жизнь, но мы не откажемся от нашей веры и нашей надежды. Мы верим: наши молитвы достигли Бога. Наше обращение дойдет до людей. Ибо мы просим о малом — разрешить нам вернуться в страну наших предков».

Именно тогда впервые в ООН был поднят вопрос об эмиграции советских евреев в Израиль. Сегодня еврейская община Грузии невелика, осталось всего несколько тысяч человек, которые говорят, что ощущают себя полноценной частью грузинского общества и не сталкиваются с антисемитизмом.

«В Грузии ко мне, еврейке, всегда относились очень хорошо, — говорит 25-летняя Лика (Лея) Абгарова, магистрантка Еврейского университета в Иерусалиме, уехавшая из Тбилиси в Израиль в возрасте 12 лет, — друзья и соседи всегда уважали нашу религию и традиции. Когда я стала израильтянкой, это стало еще интереснее, потому что грузины видят в Израиле образец для подражания в медицине, технологиях и социальном развитии. Меня всегда спрашивали о жизни в Израиле, о проблемах и опыте».

Репатрианты из Грузии поддерживают тесные связи со страной исхода, говорит Жвания. «Они очень большие патриоты». Многие из репатриантов советского времени получили грузинское гражданство, приобрели в Грузии недвижимость.

Многие выходцы из Грузии оставили след в истории Израиля. Михаил Мирилашвили, уроженец поселка Кулаши, контролирует обширную бизнес-империю, включающую казино, отели, нефть, недвижимость и крупнейшую в России социальную сеть. Недавно его компания Watergen, которая производит чистую питьевую воду из воздуха, подписала договор о стратегическом партнерстве с сельскохозяйственной группой Al Dahra (ОАЭ) для экспорта израильских технологий в Эмираты и другие страны региона.

mirilashvili.jpg-640x400.jpeg
Михаил Мирилашвили

Жвания, свободно говорящий на иврите, сын матери-еврейки и отца-христианина, впервые посетил Израиль в 1988 году. Его мать молилась, чтобы однажды он смог учиться в Израиле, и теперь, во время своего второго пребывания на посту посла Грузии в Израиле, он чувствует, что ее молитвы были услышаны.

Lasha-Zhvania-Rivlin-1-e1623102926933-640x400.jpg
Лаша Жвания и президент Израиля Реувен Ривлин

Жвания сказал, что его связь с Израилем глубока и является неотъемлемой частью его личности: «Я грузин, полностью грузин, с еврейскими корнями, которые нельзя обрезать. Мое сердце бьется одинаково, когда самолет прибывает в Тбилиси или в Бен-Гурион. Это то же самое чувство».

Теги

Похожие статьи