В свои 27 лет Руди Рохман является членом организации, куда входят как израильтяне, так и палестинцы, и не боится отстаивать права евреев и идеи сионизма с гордо поднятой головой. Его выступления собирают тысячи просмотров в социальных сетях.
Он родился во Франции, а когда ему было три года, его семья переехала в Израиль. Спустя ещё два года они перебрались в США, где Руди позднее начал изучать политологию в Колумбийском университете, известном своими антиизраильскими настроениями.
Перед началом учёбы Руди Рохман отправился в Израиль, чтобы отслужить в израильской элитной парашютно-десантной бригаде. Затем он вернулся в США, где начал свою активистскую деятельность. В 2019 году Рохман вернулся в Израиль, чтобы получить степень магистра делового администрирования в Междисциплинарном центре в Герцлии и окончательно обосноваться в стране.
Рохман является членом движения HaBait, куда входят как израильтяне, так и палестинцы. Деятельность этого движения направлена на достижение взаимопонимания между Израилем и Палестинской автономией. Руди выступает в университетах и просто на улицах по всему миру с произраильскими речами.
На видео, опубликованных в соцсетях, можно нередко увидеть, как Рохман, с присущими ему спокойствием и уверенностью, общается с участниками антиизраильских и неонацистских протестов. Во многих случаях убедительная аргументация и исчерпывающее знание причин конфликта на Ближнем Востоке и истории еврейского народа побуждали его собеседников пересматривать свои взгляды.
В эксклюзивном интервью Ynet Espanol Рохман рассказывает о своей активистской деятельности, отмечает и объясняет, почему он против решения о сосуществовании двух государств и внешнего вмешательства.
- Вы лицом к лицу общаетесь с участниками антиизраильских и даже неонацистских демонстраций. Не боитесь?
- Нет, ведь я соблюдаю необходимые меры предосторожности. Тем более я считаю, что ничего не делать — гораздо хуже. Можно скрыть кипу или Звезду Давида, тогда вероятность, что на меня нападут, будет меньше. Но бездействие в долгосрочной перспективе несёт больше вреда.
- Готовы ли вы защитить свою жизнь в случае нападения?
- Да, конечно. Я служил в израильской армии, занимаюсь самообороной. В Израиле у меня с собой всегда пистолет. Мне почти ежедневно угрожают расправой, но я не боюсь.
- На вас уже нападали?
- Пока нет.
- Во время дебатов вы с уважением выслушиваете оппонентов, даже если они неонацисты. Говорил ли вам кто-нибудь, что поменял свою точку зрения благодаря вам?
- Я всегда помню о том, что наверняка наша с ними беседа состоится в первый и последний раз. При этом есть три типа слушателей: сам человек, с которым мы разговариваем, люди вокруг и аудитория в соцсетях, которая посмотрит видео в Интернете. Я должен учитывать их всех. Думаю, что люди могут менять свою позицию даже во время таких дискуссий. Был случай, когда один палестинец, считавший себя антисионистом, сказал, что он действительно верит в право еврейского народа на самоопределение, из-за чего его можно считать сионистом. Конечно, не каждый раз удаётся повлиять на оппонента так, чтобы он пересмотрел свою позицию, но можно помочь ему посмотреть на всё с другой стороны. Некоторые писали мне даже спустя несколько лет после разговора со мной и рассказывали, что мои доводы помогали им поменять свои убеждения. Но даже если позицию оппонента не изменить, всё равно вести такие диалоги просто необходимо, ведь тогда те, кто позже послушает этот разговор, будут знать, как вести себя в таких ситуациях, как противостоять антисемитизму и как сохранять рассудительность даже в общении с людьми с противоположными взглядами.
- С кем сложнее разговаривать — с неонацистами или с противниками Израиля?
- Это связано не с идеологией, которой придерживается оппонент, а с его личностью и характером. По факту неонацист может оказаться более внимательным слушателем, несмотря на свои убеждения. С неонацистами, может, даже проще разговаривать, чем с теми, кто горланит да ещё и оскорбляет тебя. Однако я предпочитаю диалог с пропалестинскими активистами, которые действительно обеспокоены судьбой палестинцев, а еще больше — с самими палестинцами. И если мы действительно хотим достичь договорённостей, мы должны отбросить те аргументы, которые приводят нас к разногласиям.
- В некоторых дебатах Вы говорили, что многие западные пропалестинцы на самом деле в первую очередь являются противниками Израиля. Почему?
- Иногда я встречаю людей, которые утверждают, что они пропалестинцы, но это всего лишь маска, надетая, чтобы скрыть свой антиизраильский настрой. Их не волнует, что тысячи палестинцев умирают в Сирии, не волнуют ужасные условия, в которых находятся палестинцы в лагерях беженцев в Ливане и Иордании и на границе Газы и Египта. Они либо вовсе замалчивают это, либо говорят, но лишь тогда, когда им это выгодно для достижения своей политической цели. Например, во время конфликта между ХАМАСом и Израилем они не упоминали ракеты, выпущенные террористами, из-за которых в Газе погибли люди. Поэтому вместо того, чтобы обвинять ХАМАС в том, что они используют гражданских в качестве живого щита, они обвиняют Израиль в том, что он предпринял наступательные действия против террористов. Они используют палестинцев для достижения единственной своей цели — уничтожить еврейский народ и Израиль.
- Как вы думаете, эти люди — антисионисты или антисемиты?
- Когда как. Те, кто выступает против правительственных мер или высказываний некоторых политиков, не являются антисемитами, но те, кто не признаёт легитимным само существование Израиля, являются антисемитами; те, кто обесчеловечивают израильтян и евреев, являются антисемитами; и те, кто судят Израиль и евреев иначе, чем другие страны — тоже. Они настроены против Израиля, но не потому, что критикуют определенную политику правительства, а из-за того, что они выступают против самоопределения еврейского народа на своей земле.
- Как вы думаете, откуда у них такие убеждения?
- Антисемитизм был важной частью западной культуры на протяжении тысячелетий. Например, евреев обвиняли в их преуспевании. Китайцы на Западе сегодня тоже преуспевают, а тибетцы тоже стремятся вернуться на свою родину, но ни китайцы, ни тибетцы не сталкивались с такой ненавистью к себе, как израильтяне. В западных университетах много антиизраильской и антисемитской риторики. Они учат, что нужно бороться против ненависти к меньшинствам, и при этом говорят, что нужно быть против Израиля. Они не только сравнивают израильское государство с другими угнетающими силами в обществе, но и обвиняют Израиль в этом угнетении.
- Так создаётся антисемитизм. Сначала находят источник страдания и боли в определенном обществе, а затем обвиняют во всём еврейский народ.
- У вас есть друзья из числа палестинцев. Как они относятся к вашей деятельности?
- У меня есть не только друзья-палестинцы, я ещё принадлежу к организации HaBait («Дом»), куда входят и палестинцы, и израильтяне. Мы вместе проводим множество мероприятий в еврейской и палестинской общинах. Мы делаем всё возможное, чтобы изменить мнения людей, чтобы они могли лучше нас узнать, понять наши ценности и стремления. И когда они видят мою работу, они чувствуют облегчение, потому что они устали разговаривать с ультралевыми евреями, которые готовы отказаться от истинных нужд своего народа. Палестинцы тоже устали пытаться наладить общение со своими ультраправыми соотечественниками. Несомненно, есть положительные и отрицательные аспекты с обеих сторон идеологической карты. Но центристом я себя тоже не считаю. Палестинцы рады поговорить с человеком, который разделяет их страдания.
- Вы согласны с решением о сосуществовании двух государствах?
- Нет. Прежде всего, это решение навязано Западом. Любая попытка разрешить конфликт не может быть навязанной, это должен быть процесс. И этот процесс подразумевает как признание и соблюдение интересов обеих сторон, так и прекращение конфликтов между ними. А решение о сосуществовании двух государств не удовлетворяет ни одному из этих аспектов, потому что ни палестинцы, ни израильтяне не хотят разделять эту землю. Этим решением они хотят превратить Иудею и Самарию в палестинское государство, каким-то образом объединённое с Газой, что приведёт к большему количеству проблем, чем есть сегодня. Кроме того, тысячи евреев будут изгнаны из своих домов на территории Западного берега реки Иордан, что может привести к гражданской войне. Это решение о сосуществовании двух государств будет несправедливо и по отношению к палестинцам. Я считаю, что это худшая идея для разрешения конфликта. Гораздо лучше было бы создать систему местного самоуправления, чего на самом деле хотят палестинцы. Тогда мы сможем построить систему, ориентированную на потребности и стремления обоих народов.
- Как вы считаете, израильтяне и палестинцы могут достичь мира без международного вмешательства, учитывая, что Газа находится под контролем ХАМАСа?
- ХАМАС контролирует Газу, верно. Всё дело в том, кто его заменит. А для этого необходимо создать условия, чтобы это произошло. Необходимо создать движение, состоящее из палестинцев и израильтян, чтобы они cмогли понять друг друга. И мы должны защитить тех палестинцев, которые хоть и относятся критически к Израилю, но не видят в нём врага. А такие есть. Палестинцы из HaBait именно такие. Однако, если бы они осмелились говорить открыто, их бы уже арестовали, подвергли пыткам или даже убили свои же власти. Я считаю, что Израиль должен защитить этих людей, чтобы изменить статус-кво палестинцев, проживающих в Иудее и Самарии. И если бы именно такие люди встали у руля, стали бы образцом для подражания в Палестинской автономии, несомненно, ситуация улучшилась бы.
- Вы против любого международного вмешательства?
- Международное вмешательство ничего хорошего не принесло с самого начала, когда римляне колонизировали Иудею и Самарию и когда Британская империя разделила эти земли. Британцы настраивали один народ против другого с той лишь целью, чтобы эти народы не объединились и не восстали против самих британцев. Таким образом, можно сказать, что именно британская интервенция породила многие из этих конфликтов, которые существуют по сей день. Помимо этого имеет место вмешательство Ирана, который поддерживает «Хезболлу» и ХАМАС с целью дестабилизировать регион и взять его под свой контроль. Существуют также различные неправительственные организации, которые остались бы не у дел, если б не было конфликта, поэтому они стремятся поддерживать боевые действия, чтобы продолжать получать финансирование. И есть также средства массовой информации, которые должны продавать рекламу, чтобы продолжать своё существование, и для этого они должны привлекать интерес людей, а в итоге люди разделяются на два лагеря. И, наконец, Соединенные Штаты, которые ставят многие страны мира в положение зависимости от своего вооружения. Поэтому «помощь», которую получает Израиль, осуществляется не деньгами, а оружием, что делает его полностью зависимым от армии США, а так не должно быть. Таким образом, Вашингтон ставит нам условия, и мы должны подумать о том, что произойдёт, если эта страна потеряет свою мощь или если к власти придет антиизраильский президент. Продолжение этой войны — в интересах США, потому что Израиль тогда не сможет конкурировать с ними. Плюс — выгода от продажи оружия, ведь они продают его не только израильтянам, но и палестинцам. Нужно понимать, кому выгодно продолжение этого конфликта. Совершенно точно, ни израильтянам, ни палестинцам оно не выгодно, поэтому мы должны сосредоточиться на переговорах друг с другом и прийти к миру сами.
- Возьмём такой случай. В районе Шейх-Джаррах в Иерусалиме восемь домов принадлежали евреям, но были отданы иорданским семьям, которые в свою очередь сдавали их палестинцам. И сейчас проходит судебное разбирательство по возврату этих домов их бывшим владельцам-евреям. В СМИ эту историю представляют однобоко, якобы что евреи проводят политику этнической чистки. Но ведь это не соответствует действительности. Они используют этот случай, чтобы натравить один народ на другой. Ещё пример: во время Рамадана некоторые палестинцы вызвали беспорядки на Храмовой горе, в районе мечети Аль-Акса. Они забросали камнями мирных жителей и полицию, поэтому силам безопасности пришлось вмешаться, чтобы остановить дебоширов, но в СМИ представили всё так, что якобы полиция напала на мусульман во время молитвы. Некоторые палестинцы запускали фейерверки прямо по евреям во время танцев на праздновании Дня Иерусалима, они намеренно пытались устроить пожар. А в СМИ рассказали, что евреи танцевали, когда район Аль-Акса был подожжён. Они представляют любую информацию так, как им это выгодно, даже то, что происходит в Газе. И естественно, когда люди такие сюжеты в СМИ, они верят им и негативно реагируют. СМИ и некоторые лидеры искажают информацию и манипулируют людьми, чтобы вызвать насилие между обеими сторонами. Они от этого только получают выгоду. Чтобы понять причину конфликта, нужно задаться вопросом: почему так происходит и кому это выгодно?