Окружной суд в Лоде в четверг, 1 июля, приступил к рассмотрению гражданского иска, поданного родителями Став Харари и Дина Шошани, - молодой пары, погибшей в начале 2020 года в затопленном лифте на подземной стоянке в Тель-Авиве. Ответчики по иску - мэрия Тель-Авива - Яффо, министерство внутренней безопасности, Служба пожарной охраны и спасения, страховые компании, компания по установке и обслуживанию лифтов и владелец здания, в котором произошла трагедия.
Как сообщали "Вести", прокуратура 17 марта объявила о прекращении уголовного производства по делу о смерти Дина Шошани и Став Харари. Родные погибших были уведомлены о том, что в ходе следствия не удалось выявить лицо, ведомство или организацию, которым можно было бы предъявить обвинение в халатности в соответствии с действующим законодательством.
Семьи Шошани и Харари обратились в окружной суд с гражданским иском, требуя выплатить им многомиллионную компенсацию за смерть близких. В исковом заявлении сказано: "В свете многочисленных просчетов, допущенных ответчиками, трагедия была неминуемой".
На заседании окружного суда в Лоде от имени истцов выступили адвокаты Коби Каплански и Хен Гилад. Охарактеризовав трагедию в затопленном лифте как одно из самых страшных происшествий в Израиле за последние годы, они подчеркнули, что общество не должно мириться с халатностью, оборачивающейся смертью людей.
Судье Цви Вейцману было представлено экспертное заключение, в котором указывается на то, что дом, где погибли Став и Дин, находится в самой низкой топографической точке Тель-Авива. Из этого истцы делают вывод о том, что мэрия должна была обратить особое внимание на проблему отвода сточных вод, однако ничего подобного не было сделано.
Службе пожарной охраны и спасения предъявлена претензия по поводу неудовлетворительной работы диспетчерской при экстремальных метеоусловиях. Установщиков лифтов обвиняют в пренебрежении нормами безопасности.
Адвокаты также требуют выяснить, почему отказали аварийные насосы на подземных этажах здания, и почему там не была сооружена рампа, которая предотвратила бы затопление парковки и лифта.
Семьи погибших выступили с совместным заявлением: "Надеемся, что суд установит истину, взыщет с виновных справедливое возмещение и тем самым предотвратит новые трагедии".
4 января 2020 года в Тель-Авиве прошли ливневые дожди. Вероятно, дренажная система не справилась с потоками воды, и парковка в здании оказалась затопленной. Став и Дин были в лифте, который застрял на подземном этаже и был залит водой. Первыми тревогу подняли соседи, услышавшие стуки и крики о помощи, доносившиеся из лифта.
Спасатели прибыли через час и взломали крышу лифта. Параллельно водолазы из спецотдела "Лехава" пытались открыть двери лифта. Оба пострадавших были обнаружены в бессознательном состоянии. Они были доставлены в больницы, но спасти их уже не смогли.
"В рамках оперативно-следственных мероприятий полиция провела серию допросов, были проведены экспертизы и получены различные отчеты, - сообщили из прокуратуры. – Было проведено глубокое и всестороннее расследование. После тщательного изучения всех собранных материалов прокуратура пришла к выводу, что нет признаков просчетов или халатности.
Из экспертизы, сделанной при изучении здания и парковки, следует, что не было допущено дефектов или просчетов при планировании и строительстве. Аналогичные выводы следуют из показаний владельца здания и специалистов, которые проектировали и строили".
В прокуратуре подчеркнули, что здание и парковка спланированы и построены в соответствии с законом и согласно всем нормам безопасности. Кроме того, все объекты имеют полный пакет необходимых разрешений.
Во время следствия был также допрошен техник компании, которая устанавливала в здании лифт. Была проведена экспертиза функционирования лифта в обычном и чрезвычайном режимах. В работе компании, которая устанавливала лифт, недостатков или халатности не обнаружено.
Была проведена проверка действий служб спасения во время трагедии. В прокуратуре подчеркнули, что, по прогнозу погоды на день, когда погибли молодые люди, в Тель-Авиве ожидалось 35-50 мм осадков, а выпало 100 мм в час, что привело к тысячам обращений в чрезвычайные службы.
В прокуратуре пояснили, что при чрезвычайной загруженности спасателей "не представляется возможным в полной мере утверждать, что трагедию можно было предотвратить, и на этом основании предъявить обвинение в халатности, повлекшей за собой смерть".
"Мы используем все юридические возможности для того, чтобы имена виновников трагедии были названы, - сказал в марте 2021 года Ицик Харари, отец погибшей девушки, узнав о закрытии уголовного дела. - Наша цель - не отомстить за смерть наших любимых, а предотвратить новую трагедию. Пока, увы, весь Израиль выглядит как этот лифт - все делается на авось, в расчете на полную безнаказанность".
Отец Дина, Цион Шошани, тогда же заявил, что мэрия Тель-Авива ограничивается символическими мерами, пытаясь заткнуть рты недовольным, но не решает проблему затоплений. "Это все равно что наклеивать пластырь на раковую опухоль", - считает он.
По словам Циона Шошани, прокуратура проигнорировала очевидные факты - в первую очередь крайнюю запущенность коммунальной инфраструктуры в Тель-Авиве и фактическое бездействие городских властей.
"40 лет мэрия ничего не делала для предотвращения затоплений, - сказал отец погибшего. - Посмотрите на квартал Шхунат ха-Тиква, там наводнения происходят каждую зиму. В нашем случае дело закончилось трагедией. Разве это не повод для того, чтобы положить конец наплевательскому отношению к жителям?".
Источник: vesty.co.il