Исчезнувший мир Идишланда легко сравнить с мифической Атлантидой.
В ходе масштабной катастрофы (или Катастрофы) уходит высокоразвитый мир, но остаются истории, остаются выжившие и многочисленные следы – тут название, тут дом, тут кладбище. По одной из областей такой Атлантиды отправилась в июне 2021 года экспедиция «Raysn – русская Атлантида» от культурно-образовательного проекта «Эшколот» (при поддержке фонда «Генезис»).
Маршрут экспедиции прошел по границе России и Беларуси, городам и селам нынешних Тверской, Смоленской и Псковской областям, а когда-то территориям, входившим в Витебскую и Могилевскую губернии. Такая «беспокойная», по замечанию Валерия Дымшица, одного из преподавателей экспедиции, география свидетельствует о том, как нынешние административные границы не отражают исторические. Зато архитектура (виленское барокко в нынешнем российском селе Любавичи) или современный городской фольклор – «Невель, потому что дальше евреям жить не велено» – вполне себе хранят следы довоенной и дореволюционной жизни пограничья.
Участники экспедиции «Эшколота» – ученые, преподаватели, музыканты, переводчики – слушали лекции об истории региона, анализировали актуальное состояние Велижа, Невеля, Любавичей и Ильино, и что принципиально, сделали первые шаги в изучении еврейских кладбищ. Полевой практикой руководил исследователь и преподаватель идиша, глава общины «Среди своих» в Москве, Мотл Гордон.
Кладбище в Любавичах внимательно поддерживается общиной, которая занимается и приемом паломников, и восстановлением ешивы. Один из исторических центров Хабада медленно становится новым религиозным пространством. Рядом с кладбищем построена новая синагога. У многих мацев записи переведены и продублированы на табличках рядом. Тем не менее еще нужна работа для определения исторических границ кладбища, описания и перевода.
Кладбище в селе Ильино (когда-то самый северный еврейский колхоз, потом самое восточное гетто) сейчас находится в непролазном лесу. Кладбища в Велиже и Невеле, некогда процветающих уездных городах Российской империи с преобладающей долей еврейского населения – в полях на окраине. Могильные памятники разрушены и повалены, заросли мхом и, конечно, пока не исследованы. Экспедиция cфотографировала кладбища, провела первичную картографию памятников, зафиксировала надписи. Все данные будут переданы центру «Сэфер» для дальнейших исследований.
О том, как прошла экспедиция, можно узнать в фоторепортаже Николая Бусыгина.
текст: Ксения Романенко
фотографии: Николай Бусыгин