Покойников в Израиле будут вынимать из могил через год после погребения и свозить на особые участки, где останки будут централизованно сохраняться. Такое предложение, как стало известно Ynet, изучает министр по делам религий Матан Кахана. Цель - решение дефицита мест захоронений.
Сообщается, что инициатива обсуждалась в рамках дебатов по проекту бюджета на 2021-2022 годы. В частности, во время прений была поставлена задача уменьшить площадь участков для новых захоронений и более рачительно использовать уже имеющиеся площади.
Среди прочего была достигнута договоренность о том, что площадь участков, где производятся захоронения традиционным способом, будет существенно уменьшена. Параллельно будет дан старт реформе, согласно которой умершие будут предаваться земле лишь на небольшой период времени, а могилы станут использоваться для повторных захоронений.
Как выяснил Ynet, реформу уже несколько лет продвигает группа раввинов и знатоков Торы. Их инициатива базируется на системе «Захоронения в Эрец-Исраэль» (קבורת ארץ ישראל), упомянутой в Талмуде.
Направляет усилия глава религиозного совета Гуш-Эциона раввин Рафи Острофф. Он создал одноименную организацию (амуту), которая прорабатывает все аспекты подобного вида захоронений. Теперь ему может быть предоставлено государственное финансирование, а возглавляемая им структура признана так же, как "Хевра кадиша".
В многочисленных публикациях раввин Острофф и его сторонники рассказали, как будет работать предлагаемая ими система: "Умершего предают земле так же, как это принято сегодня. В могилу помещают специальные вещества, ускоряющие процесс разложения. Памятник над могилой не устанавливается, однако место соответствующим образом обозначается и охраняется. Через год могилу вскрывают, все ее содержимое (вместе с землей) упаковывают в небольшой саркофаг, который затем помещают в пещеру для захоронения или в здание с многоуровневыми захоронениями".
Это, как полагают авторы реформы, и будет считаться местом постоянного захоронения. Рядом могут быть зарезервированы места для членов семьи (что-то вроде родового склепа).
На оссуарии (место для хранения скелетированных останков) пишут то, что принято обозначать на могильном камне - имя, фамилия, годы жизни. К первой годовщине смерти родственники собираются у места постоянного погребения и читают поминальные молитвы.
Согласно расчетам инициаторов реформы, ежегодно требуется до 150 дунамов земли (1 дунам = 0,1 га) для захоронений умерших. С учетом роста населения этот показатель будет только увеличиваться. Также отмечается, что существующие альтернативы дороги.
В основе реформы лежит также предположение, что место захоронение сохраняет "сентиментальную ценность" в течение 50-60 лет. После этого могилы чаще всего не посещают.
Раввин Острофф добавляет, что традиция хранить кости после их скелетирования появилась в Иудее во времена Второго Храма. И традицию эту связывали как раз с дефицитом мест для захоронений в связи с увеличением народонаселения.
Факт использования оссуариев раввин Острофф считает «неоспоримым», утверждая, что на это указывают различные галахические и исторические источники.
В ультрарелигиозной общине большинство придерживается традиционных видов захоронений. Таким образом инициатива, даже если ее поддержит министр по делам религии, встретит серьезное сопротивление со стороны харедим и их лоббистов в кнессете.
Депутат от партии ШАС Моше Арбель уже внес срочный запрос по этому поводу, предупредив, что не допустит «осквернения могил».
«Даже само согласие министра Каханы на возможность исследования способа захоронения, при котором мертвых будут извлекать из могил, ужасно, цинично и шокирующе, а также лишено каких-либо еврейских обоснований», - сказал депутат в беседе с Ynet.
В ведомстве Матана Каханы в ответ сообщили, что министр подчиняется действующим законам. Однако это не запрещает ему выслушивать инициативы, озвучиваемые раввинами.
Источник: vesty.co.il