Среди годового круга август — не самый лёгкий месяц. На исходе лето. Может причина в ощущении увядания природы, может, виноваты энергетические циклы, влияние планет или то, что Земля проходит через метеоритный поток Персеид, но только значительно подскакивает число странных поступков, разводов, трагических смертей и самоубийств.
Словно что-то находит на людей, какое-то марево затемняет сознание и обостряются все конфликты, рвутся прочные вроде бы узы. Вспоминаются старые обиды и забывается недавнее добро.
Льётся кровь...
И на безмолвный вопрос: «Где брат твой?» опять дерзко бросают: «Разве я сторож брату»?
Страшные события выпестовал месяц Ав, выпавший на август 1929 года.
В Палестине под Британским мандатом резко усилились национальные противоречия между порослью Иакова и потомками Ишмаэля. Сионистское движение всколыхнуло Землю Обетованную. Евреи чувствовали — их надежды о воссоздании своего Государства близки к воплощению. Началась эмиграция в Палестину. Ехали из Европы, России, добирались из стран Ближнего Востока. Были переселенцы даже из Соединённых Штатов.
За счёт вернувшихся в Эрец-Исраэль увеличилась и община Хеврона. В 1924 году сюда переместилась ешива «Слободка» из Литвы и появились ешиботники-ашкеназы.
Хеврон — один из древнейших городов мира. Тут находится пещера Патриархов, которую некогда приобрёл в собственность Абрахам. Мидраш сообщает, что пещера не простая:
Абрахам услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Абрахам, Исаак и Иаков».
Хеврон, вид на Пещеру Патриархов, 20-е гг.
Евреи жили в Хевроне более 3000 лет. Даже когда власть захватили мамлюкские султаны, запретившие иноверцам посещать святыни Пещеры, для евреев было сделано исключение: они могли подниматься на пять (позднее — на семь) ступеней по внешней стороне восточной стены и оставлять записки с просьбами к Б-у.
Местные евреи-сефарды по внешнему виду мало отличались от своих соседей-арабов. Быт у всех был примерно одинаковый, и община Хеврона не выделялась из окружения ни одеждой, ни языком. Только своей верой. Хотя мусульмане и признавали общие духовные истоки, однако считали себя ближе к В-нему по сравнению с теми, кто не принял Пророка и Коран. Это была основа, на которой умелый манипулятор мог вырастить непреходящую ненависть, чтобы использовать гнев обманутых в своих целях.
Желающих половить рыбку в мутной водице было много. В регионе издревле сталкивались интересы мировых гигантов геополитики и местных властителей. Враждовали арабские кланы. Соседние государства, забыв о братстве последователей ислама, тянули одеяло на себя. И над всем этим туманным варевом побуждений возвышалась Британия. Направляя одних против других, сталкивая, соединяя и разделяя. Остров преследовал свои вечные интересы.
Виноватыми же всегда можно сделать евреев — это так удобно!
Да и поделом — слишком много стали о себе понимать: создали самоуправление, уже и вооружились, готовятся защищаться... Ну, посмотрим!
И множились слухи: понаехавшие в Палестину толстосумы-сионисты скупят всю землю!
Они хитро опутали арабов займами, все попадут к евреям в кабалу!
Они оскорбляют древние обычаи! Евреи — корень всех арабских бед!
Напряжение росло по всей подмандатной территории — британская администрация не делала ничего, чтобы призвать к ответу тех из местной знати и религиозных деятелей, кто рьяно возмущал спокойствие.
Что ж, своего добились — пламя ненависти полыхнуло, да ещё как!
Началось всё как раз на 9 Ава в Иерусалиме. Но в еврейском квартале от погромщиков помогли отбиться бойцы Хаганы. Тогда пожар злобы перекинулся на места поменьше и нашёл себе довольно топлива в Хевроне.
А ведь именно там евреи полагались на добрые отношения с арабами.
Пожилой лекарь бесплатно лечил всех, кто к нему обращался — он получал установленное общиной жалование. Элиэзер Дан Слоним, сын раввина, работавший в банке, устраивал феллахам из предместий приличные ссуды под небольшой процент и, по общему мнению, пользовался огромным уважением среди мусульман.
А когда приходил молиться у пещеры Патриархов глава ешивы, то сторож с почтением принимал его посох и гнал прочь мальчишек, развлекавшихся швырянием камней и грязи в молящихся иудеев. Всё было тихо.
Поэтому и не приняли помощь Хаганы: вы что?! Уйдите с вашим оружием. Не злите зря соседей. Здесь ни у кого нет оружия! Лишь один пистолет у Элиэзера Слонима, так он же банкир!
Как-то не замечалось, что студенты ешивы, в черных одеждах, широкополых шляпах, говорящие только на идиш или иврите, вызывали опасливое любопытство и настороженность у арабов. Время от времени, возникали недоразумения. Молодежь, засидевшись за книжками и добираясь в сумерках домой, по ошибке вторгалась в арабские домовладения. Да ведь все подобные конфликты улаживал раввин Хеврона Яков Слоним. Пустяки!
Арабы же воспринимали всё иначе: хотят оскорбить нас и наших женщин! Увидеть их без чадры!
Брали ссуды, предложенные сыном раввина, поскольку знали — свяжешься со своими богатеями и наденешь ярмо долга на всю жизнь, хоть и речи не будет о процентах. А за спиной шептались: это лихва! Коран запрещает ссуды под интерес!
Мальчишки с камнями — ну так и что? Они же дети! Какой с них спрос и стражник их гоняет… Подумаешь — кидают камни!.. Всегда, если хотите знать, кидали!
Да… Камни…. Некоторые вещи совсем не меняются.
23 августа тишину сначала нарушили громкие причитания.
Евреи в Иерусалиме убивают мусульман! — надрывался местный муфтий, — Тысячи убитых! Реки крови! (Всё враньё, конечно, но как проверишь?). Поспешим на помощь!
Гнев и ярость быстро охватили собравшихся — так вспыхивает сухая солома.
Потом хвалёную хевронскую тишину разорвал крик гибнущего человека. Первой жертвой стал юный американец, приехавший изучать Талмуд в ешиве. Он засиделся за книгами и принял смерть незадолго до шаббата.
Всю ночь метались по еврейскому кварталу огни, разносились крики с угрозами и летели камни в закрытые ставнями окна.
Только прибытие полиции под командой британского офицера заставило отведавших крови погромщиков куда-то сгинуть. Но что им была полиция! Там же все, кроме начальника и одного еврея свои, арабы!
В восемь утра 24 августа, толпа, вооружившись кольями, ножами, топорами, железными прутьями, ворвалась в еврейский квартал. Среди погромщиков было много приехавших из Иерусалима. И как-то забылось среди выкриков и угроз с чего всё началось… Никто и не собирался в Святой Город.
Попытавшись образумить нападавших, многим из которых спас в своё время жизнь, нашёл свой конец старый лекарь.
Большой дом Слонимов, где укрылись семьи ешиботников, стал ловушкой.
Его окружили и потребовали выдать ашкеназов.
Нет, мы все здесь евреи, — отказался раввин и был убит на месте. Мужчины, сколько могли, сдерживали атаки. Потом толпа вломилась внутрь. Там отняли жизни у более чем 20 человек и множество покалечили, включая женщин и детей. Элиэзер Дан тоже погиб, успев всё же выстрелить из пистолета.
67 человек из общины Хеврона пало в тот день.
Однако ненависть поразила далеко не всё арабское население. Соседи спасали соседей от утративших человечность соплеменников. 435 евреев получили защиту и убежище у 28 семей арабов.
А толпа, неистовствовавшая на улочках еврейского квартала, гонясь за теми, с кем ещё вчера здоровались, торговали, обсуждали новости и шутили, не ведала, что губит не только евреев. Гибло общее будущее, убивалось добрососедство, с корнем вырывалось доверие и пускались под нож погрома спокойствие и уверенность.
Толпа, науськанная закулисными кукловодами, вытаптывала самую основу, на которой только и может строиться жизнь человеков. Погромщики вдохновенно сеяли драконьи зубы ненависти, забыв, что собирать урожай придётся далеким потомкам.
И не человеческий голос задаст всё тот же неотступный, молчаливый вопрос:
- Где брат твой? Что сделал ты?
N.B.
В Англии известная левая активистка Беатриса Вебб, чей муж служил в колониальном ведомстве и занимался Палестиной, заявила Хаиму Вейцману:
- Я не могу понять, почему евреи поднимают такой шум из-за нескольких десятков своих соплеменников, убитых в Палестине. В Лондоне каждую неделю погибают в дорожных происшествиях множество людей, и никто не обращает на это никакого внимания.