Бывший депутат Кнессета от фракции «Наш дом — Израиль» и посол Израиля в Белоруссии Йосеф Шагал рассказал о том, во что, по его мнению, выльется удачная реализация иранского ядерного проекта в глобальном масштабе.
- На прошлой неделе Израиль и США провели секретные переговоры. На них обсуждался альтернативный план на случай, если Иран в ближайшее время не возобновит контакты по возвращению к ядерной сделке. Об этом сообщили изданию Walla два высокопоставленных израильских чиновника. В ходе секретной дискуссии израильская сторона подчеркнула: нужно выработать альтернативный план по иранскому вопросу, так как переговоры с Тегераном по поводу ядерной сделки зашли в тупик. Создается впечатление, что иранцы тянут время и одновременно продвигаются к созданию ядерного оружия. Как вы это прокомментируете?
- Иранцы глубоко продвинулись в реализации атомного проекта. Чего они добились — можно судить лишь по косвенной информации. Можно сказать, что они стремительно продвигаются в создании ядерного оружия по разным оценкам. Иран уже начал обогащать оружейный плутоний и в срок 1-2 лет может создать ядерную бомбу.
Что касается создания ядерных боеголовок, то это уже другая технология и здесь потребуется чуть больше времени. Почему? Потому что ранее средством доставки ядерных бомб являлись стратегические бомбардировщики. Это для Ирана не актуально, так как он обладает гораздо мощным ракетным комплексом, следственно, речь идет о создании ядерных боеголовках для баллистических ракет дальностью 2000 и далее километров.
Две тысячи километров — это контрольная точка: как известно, между Израилем и Ираном именно такое расстояние. Иран достаточно близок к созданию ядреного оружия.
Что же касается их тактики, то можно сказать, что они, безусловно, тянут время. Мне кажется, что Иран на самом деле не заинтересован в переговорах с США в том формате, в котором они велись до Трампа, то есть до того, как они вышли из ядерной сделки. В принципе, Иран сегодня настолько близко подошел к созданию собственного ядерного оружия, что нет никаких сомнений, что это и есть его конечная и главная цель. Ядерное оружие — это очень серьезный фактор и Иран не скрывает, что стремится к его созданию и тактика переговоров вытекает из этих постулатов.
- На какие крайние меры могут пойти американцы, если Иран создаст ядерное оружие?
- Следует понимать, что недавний афганский опыт наглядно показал: нынешняя администрация стремится как-то разгрузить внешнеполитическую повестку США, тем более если дело касается отдаленных от США регионов. Условно говоря, они считают миссию американских войск, которые борются с международным терроризмом, выполненной. В этом же ключе американцы едва ли станут начинать войну из-за того, что у Ирана есть реальные шансы создать свое ядерное оружие.
Следует понимать, что иранское ядерное оружие — это одна из самых болезненных тем американо-израильских переговоров в последние восемь лет. Проблема эта остро стояла при Трампе и Нетаньяху, сохраняется она и сейчас. По этому вопросу между США и Израилем достигнуто определенное понимание. В чем это выражается? На последних переговорах Беннета с Байденом (конечно, это не декларируется публично) американцами был условно сформулирован такой мессидж: «Господа, мы делаем все необходимое, чтобы свернуть, условно, говоря, гонку вооружений в Иране или как минимум взять ее под железный контроль, чтобы не дать продвинуться к намеченной цели. Мы просим вас, то есть Израиль, остановиться и не делать резких движений, дождаться пока мы сами с этим разберемся».
Раньше Нетаньяху заявлял примерно следующее: «Мы не будем молча наблюдать за этим, мы будем параллельно делать свою работу и знаем, как с этим справиться». Ответ же нынешнего правительства Беннета таков: «Мы согласны, мы доверяем вам, мы понимаем, что ваши намерения серьезны и мы будем молча наблюдать за ними, не предпринимая никаких усилий, но если мы увидим, что ваши усилия ни к чему не приводят, а перспектива создания Ираном ядерного оружия становится откровенно угрожающей, мы намерены решать эту проблему сами». Скорее всего, так оно и будет.
Думаю, Штаты просто будут вынуждены «закрыть глаза», они не будут воевать рядом с Израилем и не будут вводить экспедиционный корпус в Иран, они просто прикроют глаза ладонью и скажут Израилю: «Наши возможности исчерпаны, решайте это сами как хотите». Напомню, что аналогичная ситуация сложилась в далеком 1981 году, когда в Ираке уже был практически готов к запуску ядерный реактор. Менахем Бегин не стал спрашивать США, он просто отдал команду. Благодаря налету восьми израильских бомбардировщиков, объект был уничтожен и только когда самолеты израильских ВВС вернулись на базу, Америка была поставлена в известность.
- Какие могут быть последствия для соседей и региона Ближнего Востока в целом, если Иран все же обзаведется ядерным оружием?
- Если Иран обзаведется ядерным оружием — это окажется катастрофой, и не только для региона. Следует понимать, что мир на Ближнем Востоке, пусть и «холодный», держится, как-никак, с 1982 года. За это время не было полномасштабных войн между Израилем и арабскими государствами, хотя имели место конфликты с подавлением террористических выступлений, но это не войны регионального масштаба — это борьба с терроризмом или борьба с прокси, с иранскими ставленниками на Ближнем Востоке, на границе с Израилем. В случае, если Иран достигнет цели и получит ядерное оружие, будет нарушен основной главный единственный принцип приоритета на Ближнем Востоке, то есть противостояние девятимиллионного Израиля против трехсотмиллионного ближайшего арабского окружения. В целом речь идет о противостоянии практически миллиарду представителей мусульманского мира. В этом случае единственный фактор, который может выровнять ситуацию и сделать это противостояние относительно стабильным, — наличие сдерживающей силы. Израиль никогда не признавал, что обладает ядерным оружием и не подписал ни одного документа о ядерном разоружении. Тем не менее зарубежная печать, различные военные эксперты и политологи сегодня единодушно заявляют примерно следующее: Израиль обладает не просто мощным ядерным потенциалом, а таким потенциалом, который позволяет видеть это маленькое государство в десятке мировых сверхдержав. Судя по публикациям, ядерное оружие появилось у Израиля еще в 60-е годы. Именно наличие такой сдерживающей силы позволяет поддерживать мир в регионе. В случае же, если этот баланс будет нарушен, такое оружие появится не просто у другого государства, но у Ирана, который публично декларирует свое стремление стереть государство Израиль с лица земли. И здесь речь пойдет не просто о региональном конфликте, а о начале третьей мировой войны, чего, во всяком случае, не позволят ни ведущие державы, ни мусульманский мир. Очень хочется надеяться, что, в конечном счете, этот вопрос не будет поставлен так остро, иначе плохо будет всем.