Космос для людей: зачем миллиардер Джаред Айзекман оплатил полет туристов SpaceX

Космос для людей: зачем миллиардер Джаред Айзекман оплатил полет туристов SpaceX

Билеты всем туристам, отправившимся на орбиту в рамках миссии SpaceX Inspiration4 — первого в истории космического полета без профессиональных астронавтов, — оплатил миллиардер Джаред Айзекман. Предприниматель, бросивший школу и совершивший рекордно быстрый кругосветный полет на реактивном самолете, считает, что из отведенного на жизнь времени нужно извлечь максимальную пользу.

Кто такой Айзекман, как он пережил выгорание и отправился за вдохновением в космос — в материале Forbes.

19 сентября завершился трехдневный полет в космос первого в истории экипажа, в котором не было профессиональных астронавтов. В рамках миссии Inspiration4 компания миллиардера Илона Маска SpaceX отправила на орбиту четверых туристов. В состав экипажа вошли: профессор геологии Шиан Проктор (51 год), ветеран ВВС и аэрокосмический инженер Кристофер Семброски (42 года), медик Хейли Арсено и Джаред Айзекман (38 лет) — миллиардер (согласно рейтингу Forbes Real-Time, 20 сентября его состояние оценивается в $2,5 млрд), владелец и глава платежного сервиса для ресторанов и гостиниц Shift4 Payments. 

Айзекман оплатил все четыре места на корабле SpaceX. Одной из задач полета, помимо научных исследований, было собрать $200 млн для детской больницы имени святого Иуды в Мемфисе, которая специализируется на онкозаболеваниях. Половину из этой суммы — $100 млн — он пожертвовал сам. 

Миллиардер не стал раскрывать сумму, в которую ему обошелся полет. Он лишь добавил, что ожидаемый объем пожертвований «значительно превышает стоимость миссии».

По данным Time, один билет мог обойтись ему в $50 млн. Места в другой миссии SpaceX с участием частных лиц, запланированной на следующий год, были проданы примерно по $55 млн каждое, что соответствует стоимости предыдущих частных полетов в космос, пишет The Wall Street Journal. 

«Я мог бы просто пригласить моих приятелей-пилотов, и мы бы отлично провели время, вернулись бы и выпили коктейлей. Но вместо этого мы хотели привлечь обычных людей и вдохновить всех вокруг идеей открытия космических полетов для большего числа людей», — говорил Айзекман.  

Часть программы обучения миллиардер разработал сам. Она предусматривала в том числе пилотирование на его самолете МиГ-29. Это было нужно, чтобы подвергнуть членов экипажа воздействию перегрузок, с которыми они столкнутся во время взлета и входа в атмосферу. Также в программу входил двухдневный поход на гору высотой больше 3 километров.

newFile-4.jpeg

«Я искренне хочу, чтобы через 50 или 100 лет мы жили в мире, где люди путешествуют на своих ракетах, как Джетсоны (герои мультсериала. — Forbes), и семьи прыгают по Луне со своим ребенком в скафандре», — пояснил Айзекман. При этом, по его словам, «если мы собираемся жить в этом мире, нам лучше победить детский рак».

После возвращения из космоса Айзекман сообщил в Twitter, что удалось собрать даже больше запланированного. 

Вполне возможно, что ни Shift4 Payments, ни Inspiration4 не было бы, если бы Айзекман рос более терпеливым ребенком, пишет Time. Джаред появился в семье, когда у его родителей было уже трое детей старше его на 15, 13 и девять лет. И это стало причиной психологического дискомфорта для него как для младшего ребенка. «Они жили своей жизнью, а мне все еще приходилось поднимать руку, чтобы попроситься в туалет в школе, и я подумал: «Это смешно», — вспоминал Айзекман.

В итоге в 1999 году в 16 лет он бросил школу, получив только сертификат об общем образовании. Айзекман и его одноклассник попытались открыть собственный бизнес, связанный с компьютерными технологиями и интернетом, но тогда у них ничего не вышло. Поэтому будущий миллиардер устроился на работу в ретейлер электроники CompUSA, рассчитывая, «что сможет создать бизнес и переманить некоторых клиентов». Однако его самого переманила компания MSI Merchant Services, продававшая терминалы для приема банковских карт, которой было нужно решить свои IT-задачи с помощью Айзекмана.

Работая в IT-отделе MSI, Айзекман заметил, что настройка терминалов представляет собой трудоемкий и дорогостоящий процесс. Так, если заведение общепита собиралось начать принимать карты, то на установку необходимой инфраструктуры уходило две недели и требовалось много документов и сборов.  

«Я проработал там около шести месяцев и, как и многие люди, категорически не любил одного из своих начальников. Я увидел возможность делать вещи лучше и эффективнее, поэтому я ушел оттуда и основал компанию, которой я до сих пор управляю», — пояснил предприниматель.

Айзекман назвал свою компанию United Bank Card — она стала предшественником Shift4 Payments — и постепенно начал формировать клиентскую базу из людей, с которыми он познакомился в MSI. Офисом United Bank Card стал подвал в доме его родителей. Компания занималась продажей оборудования и программного обеспечения, которое позволяло ресторанам, барам и другим предприятиям обрабатывать транзакции по банковским картам.

Благодаря знакомствам из MSI, а также $10 000, занятым у деда, который, кстати, стал первым сотрудником его компании, Айзекман уговорил один из банков предоставить ему специальный идентификатор, необходимый для продажи платежных терминалов.

За последние 22 года компания Айзекмана расширилась и поглотила более мелкий бизнес. В их числе оказалась компания под названием Shift4, название которой фирма Айзекмана взяла себе (при нажатии на клавиатуре Shift и кнопки 4 получается знак доллара), отмечает Time. В прошлом году Shift4 Payments стала публичной. Сейчас в ней работает 1300 сотрудников, а рыночная капитализация превышает $7 млрд. WSJ пишет, что рыночная стоимость компании составляет $6,5 млрд.

Если сегодня зайти в любой ресторан или бар в США, вероятность того, что транзакция обрабатывается оборудованием и софтом Shift4, составляет 50%, в отелях такой шанс составляет примерно 40%, указывает Time. 

«Времени не слишком много, поэтому все сводится к тому, чтобы извлечь из него максимальную пользу, пока возможно», — говорил Айзекман несколько лет назад. В какой-то момент, создавая бизнес с нуля, он выгорел и решил заняться авиацией. Для этого бизнесмен получил квалификацию пилота реактивных самолетов и в 2009 году, когда ему было 26 лет, осуществил самый быстрый кругосветный перелет на легком реактивном самолете. Он побил предыдущий рекорд на 21 час, пробыв в пути 61 час 51 минуту.  

Позже он выучился на пилота реактивного истребителя и стал этим подрабатывать: вместе с членом известной пилотажной группы ВВС США «Буревестники» Шоном Густафсоном и другими отставными пилотами и гражданскими они создали эскадрилью для авиашоу под названием «Команда истребителей «Черный алмаз» и стали выступать на играх Национальной футбольной лиги и гоночных состязаниях Indy 500.

В 2011 году Айзекман чуть не погиб: в составе группы из четырех истребителей L-39 он летел со скоростью больше 740 километров в час над пустыней, пытаясь придумать новый яркий финал своего шоу. По задумке, самолеты должны были лететь навстречу друг другу и в последний момент свернуть, чтобы избежать столкновения. Однако осуществить задуманное им удалось чудом: во время полета возникла проблема с координацией и самолеты чуть не столкнулись.  

51234790705_57156dfdc2_o.jpeg

Позже пилоты основали компанию Draken International, которая занималась тренировками американских военных летчиков. Для этого был создан крупнейший в мире частный флот военных воздушных судов из 100 истребителей, которые Айзекман покупал по всему миру.

Айзекман получил лицензии на управление 20 гражданскими и военными самолетами, включая советский МиГ-29. Кроме того, он получил степень бакалавра в области аэрокосмических исследований.

Впервые миллиардер обратился в SpaceX в 2009 году — после того, как побывал на запуске корабля с одним из первых космических туристов с космодрома Байконур. Однако тогда осуществить полет не удалось — компании потребовалось гораздо больше времени, чтобы получить разрешения на перевозку туристов. Во второй раз Айзекман пришел в SpaceX после того, как в прошлом году компания Илона Маска отправила на МКС свой первый экипаж из двух человек. 

Его жена Моника, с которой миллиардер вместе уже 20 лет, не удивилась тому, что Айзекман договорился о полете в составе миссии Inspiration4 («Вдохновение»). Она знала, что он давно мечтал отправиться в космос, и не стала возражать. В то же время две их дочери (7 и 5 лет) пока относятся к космосу как к чему-то фантастическому. «Для них космос — это всего лишь Малыш Йода (персонаж «Звездных войн». — Forbes)», — рассказал Айзекман.

«Удивительно, но никто из моих друзей или кто-то другой пока не сказал мне: «А может, и мне полететь в космос?» Я думаю, что все они находятся в режиме ожидания и наблюдения — давайте посмотрим, как все пройдет. И это прекрасно. В этом и заключается наша миссия — открыть космос», — пояснил Айзекман WSJ.

Источник: forbes.ru

Похожие статьи