Из истории старинного австрийского города, где когда-то евреи были счастливы.
О городе Граце, втором по величине в Австрии, широкой публике мало что известно. Хотя Грац с его почти 900-летней историей — столица Штирии, федеральной земли на юго-востоке Австрии, его знают в мире в основном как родину актера Арнольда Шварценеггера — город, в котором он родился, ходил в школу и откуда ушел в армию.В истории же евреев Австрии Грац занимает важное место. Евреи жили в Штирии с XII века, внеся ощутимый вклад в культурное и экономическое развитие региона. Крупные общины были не только в самом Граце, но и в других городах Штирии — Юденбурге, Мурау, Марбурге и Килли. В Граце самое старинное еврейское надгробие датируется 1304 годом, что свидетельствует о существовании в городе в то время общины с собственным кладбищем.
Евреи Штирии зарабатывали преимущественно торговлей и ростовщичеством — община процветала. Однако со временем это породило неприязнь как у феодалов, нередко попадавших к ним в долги, так и у их крестьян, живших в основном небогато. Горожане же невзлюбили евреев за то, что их налоги шли напрямую к правителям и городам ничего не перепадало. В XIV веке стали случаться погромы, спровоцированные кровавым наветом, — евреев, как правило, обвиняли в ритуальных убийствах. В 1397 году запылали еврейские кварталы Граца, Радкерсбурга и Петтау, а еще спустя полвека, в 1438 году, герцог Фридрих V по просьбе австрийских торговцев изгнал евреев из Граца, конфисковав и продав их недвижимость. Грац ввел полный запрет на въезд евреев, который продлился 10 лет. Затем бывшие жители-евреи стали постепенно возвращаться в город, пока не были изгнаны окончательно в 1497 году Максимилианом I из династии Габсбургов. В своем обосновании эрцгерцог не проявил оригинальности, обвинив евреев в убийствах и использовании крови христианских детей, да вдобавок и в «бесчестии по отношению к Святому причастию». С 1509 года евреям было разрешено проживание только в трех княжеских городах — Гюнсе, Айзенштадте и Марчеге.
Вернуться в Штирию евреи смогли лишь спустя несколько веков — после буржуазно-демократической революции 1848 года, даровавшей представителям всех религий империи Габсбургов теоретически равные гражданские права. В последующие два десятилетия в Граце поселились несколько тысяч евреев, и старой синагоги на 200 мест им уже не хватало.
В 1869 году из нескольких небольших была основана единая еврейская община Israelitische Kultusgemeinde Graz, а в 1890 году по проекту архитектора Максимилиана Катчера началось строительство синагоги, которое завершилось через два года. За образец Катчер взял синагогу в Дрездене, построенную в 1830-х годах.
Хотя конструкция в виде куполообразного здания с использованием византийско-романских форм была заимствована у дрезденской синагоги, окончательная постройка значительно от нее отличалась. Архитектор присоединил к ней здания еврейской общины и школы, в результате чего на Давид-Герцог-платц на берегу реки Мур вырос величественный комплекс зданий, который украшал собой облик Граца вплоть до 1938 года.
В ночь погромов, с 9 на 10 ноября 1938 года, вошедшую в историю под названием «Хрустальной ночи», синагога была сожжена неизвестными по наущению штурмовиков СА, обгоревшее здание впоследствии взорвали и даже фундамент сравняли с землей. Всех евреев Граца изгнали в Вену, откуда тех, кто не смог эмигрировать, депортировали в концлагеря, а Грац был объявлен первым в Австрии «свободным от евреев городом».
Однако после войны 150 оставшихся в живых евреев вернулись в Грац. В 1952 году ими была воссоздана организация Israelitische Kultusgemeinde Graz, которой в силу ее малочисленности и послевоенной разрухи было совсем не до восстановления синагоги. В течение полувека на месте одной из самых некогда красивых синагог Европы был заросший сорняками пустырь, и только в 1988 году там установили мемориальный черный обелиск в память о Холокосте.
Евреи Граца десять лет боролись с исторической несправедливостью, доказывая городу, что восстановление сожженной нацистами синагоги важно не только для небольшой общины, но и для самой столицы Штирии, как символа мультикультурализма и толерантности в сегодняшней демократической Австрии. И 21 октября 1998 года все партии, представленные в городском совете Граца, единогласно решили восстановить синагогу. В итоге проект архитекторов Йорга и Ингрид Майр стал творческим переосмыслением именно той, уничтоженной нацистами в «Хрустальную ночь» синагоги.
По инициативе художника Федо Эртля новое современное здание из стекла и бетона было возведено на фундаменте сожженной в 1938 году синагоги. Чтобы более явно обозначить преемственность, для строительства были использованы 9600 очищенных и восстановленных кирпичей исторической синагоги, из которых после сноса ее обгоревших руин в 1939 году городские власти построили гараж.