В новой книге «Мститель за Кеннеди» Дэн Абрамс и Дэвид Фишер углубляются в процесс над евреем-владельцем ночного клуба Джеком Руби, который застрелил Ли Харви Освальда и породил целую вереницу конспирологических теорий.
Через два дня после убийства президента США Джона Кеннеди в Далласе (штат Техас) в ноябре 1963 года, обвиняемый убийца Ли Харви Освальд был застрелен владельцем ночного клуба Джеком Руби в прямом телеэфире, который смотрели миллионы людей.
Руби - урожденный Яков Рубинштейн, еврей из Чикаго, оказался на скамье подсудимых за убийство Освальда в 1964 году. Однако последовавший за этим судебный процесс заслуживает особого внимания, о чем рассказывается в новой книге Дэна Абрамса и Дэвида Фишера «Мститель за Кеннеди».
Книга о процессе над Руби вышла в рамках совместной серии книг Фишера и Абрамса о резонансных судебных делах, иллюстрирующих ключевые моменты американской правовой истории. Каждый и представленных процессов относится к разным эпохам и столетиям, но все без исключения эпизоды в той или иной степени затрагивают президентов США – начиная с рассказа о будущем президенте Аврааме Линкольне, работавшим адвокатом в громком деле об убийстве в 1859 году.
Один из авторов «Мстителя» – всемирно известный журналист и писатель Дэвид Фишер написал немало книг в соавторстве с другими авторами, в том числе и с кандидатом в президенты на момент выхода книги Дональдом Трампом, стал единственным журналистом, получившим полный доступ в криминалистическую лабораторию ФБР, участвовал в запусках российских ракет в горах Урала.
«Мне выпала большая честь общаться с необыкновенными людьми, поистине необыкновенными людьми», - говорит он, относя к ним и своего нынешнего соавтора – юриста, руководителя юридического отдела ABC Дэна Абрамса.
Их сотрудничество началось после того, как Фишер нашел стенограмму дела об убийстве 1859 года, которое защищал будущий президент Линкольн - его 29-е и последнее дело в суде. Фишер связался с Абрамсом, и родилась книга. Сейчас в цикле уже четыре книги, всего же планируется шесть.
Дело, о котором идет речь в их нынешней книге, связано с вызывавшей неизгладимый резонанс серией событий, последовавших после 24 ноября 1963 года.
Знаменитый адвокат Мелвин Белли превратил слушание дела Руби в затянувшийся на годы процесс, в котором защита основывалась на утверждениях о психическом заболевании подсудимого, что было редкой тактикой в то время.
Белли боролся с обвинением, выдвигая возражения и протесты - среди которых были и обвинения в антисемитизме - в ходе судебного разбирательства, которое сопровождалось самыми разными значительными событиями – от показаний раввина Руби до захвата заложников беглыми заключенными из тюрьмы наверху. Тем временем шло более масштабное расследование - Комиссия Уоррена изучала убийство Кеннеди, а в народе циркулировали конспирологические версии причин покушения.
В интервью газете The Times of Israel один из авторов книги, Дэвид Фишер рассказал, как после прочтения книги с ними связалась по телефону племянница Руби и поделилась ранее неслыханными историями о своем покойном дяде. Она рассказала, что после убийства Кеннеди Руби в тот же день позвонил своей матери в Чикаго и истерически рыдал в трубку.
«Он был эмоционально раздавлен и хотел вернуться домой, однако мать сочла, что в таком состоянии лучше повременить с поездкой. Руби так и сделал. А два дня спустя он убил Ли Харви Освальда», - рассказывает Фишер.
В то утро Руби поехал в центр Далласа со своей любимой собакой, которую он называл «своей женой». Оставив собаку в машине в жаркий день, он пошел в офис Western Union, чтобы отправить 25 долларов нанятой им стриптизерше, которой нужно было заплатить за квартиру. После этого он пешком отправился в штаб-квартиру полиции Далласа, откуда Освальда в это время переводили в тюрьму.
Из-за работы в ночных клубах Руби часто носил при себе крупные суммы денег и пистолет, чтобы в случае чего защитить себя и деньги. Его профессия познакомила его с далласской полицией, некоторые из ее сотрудников посещали его ночные клубы (хотя Фишер развеивает слухи о том, что Руби также был связан и с мафией).
Таким образом, благодаря связям в полиции Руби беспрепятственно вошел в подвал полицейского управления и подошел вплотную к Освальду, достал пистолет и смертельно ранил его в живот.
Убийство было показано в прямом эфире телеканала NBC, который смотрели миллионы людей. В результате столь широкое освещение стало одним из самых трудных вопросов при выборе присяжных для суда.
«Это чудовищное преступление было совершено в эфире национального телевидения», - сказал Фишер, - в связи с этим возникло два вопроса, и оба были тогда в новинку. Первый: если человек видел, как совершается преступление, может ли он быть присяжным? Во-вторых, допускать ли телекамеры в зал суда? Ни один из этих вопросов не был решен».
В книге подробно описаны последующие дебаты по этим и другим вопросам, включая вопрос о том, следует ли полностью изменить место проведения суда. Тем не менее, процесс решили не переносить из Далласа, поскольку начались юридические разборки между адвокатом Руби Белли и прокурором Генри Уэйдом, который спустя десятилетие вновь прославился как противник абортов в громком деле, которое слушалось в Верховном суде США.
«Белли был самым ярким адвокатом в Америке в то время», - сказал Фишер, - от этого дела во многом зависела его репутация. Что же касается Уэйда, он любил приговаривать, что на его счету 24 дела, в которых подсудимым грозила смертная казнь. И 23 из этих 24 человек были казнены. Джека Руби он тоже планировал казнить».
Чтобы спасти своего подзащитного, Белли прибег к новаторской в то время стратегии, заявив, что Руби страдал редким, недавно обнаруженным психическим заболеванием.
«Читаешь показания свидетелей, выступавших на этом процессе, и качаешь головой», - говорит Фишер.
Однако два свидетеля защиты, показания которых были по-настоящему ценны, все же нашлись.
Ими оказались бывшая давняя подруга Руби Элис Николс и раввин Руби Гиллель Сильверман.
«Николс характеризовала Джека как несколько беспокойного, но хорошего в целом человека», - сказал Фишер, - а раввин рассказал, как Руби пришел к нему после убийства Кеннеди в рыданиях. По сути, оба фактически поддержали защиты Белли, опиравшуюся на версию о психическом заболевании Руби».
«Этот судебный процесс - начало всей индустрии заговора в деле об убийстве Кеннеди», - сказал Фишер, и без Джека Руби теория заговора не сработала бы. Для многих Руби заполнил собой все информационные бреши в теории».
В итоге широко распространилась версия того, что Руби был частью плана по убийству Кеннеди, и убил Освальда, чтобы обрубить все концы в деле об убийстве президента. Несколько человек даже утверждали, что видели Освальда и Руби вместе за день до убийства Кеннеди, но прокурор Уэйд отказался вызвать их для дачи показаний на суде над Руби, пишут Абрамс и Фишер. Всех этих «очевидцев» проверили на детекторе лжи, который подтвердил лживость их утверждений.
В конце процесса над Руби в 1964 году присяжные вынесли обвинительный приговор, так и не поверив в психическое заболевание Руби. Однако на этом история не закончилась.
Комиссия Уоррена дважды опрашивала Руби в тюрьме и в том числе, на детекторе лжи. Его судимость была снята, предстояло пересмотреть дело. Однако незадолго до пересмотра дела. ему поставили диагноз «рак легких», через две недели после чего, в 1967 году, он умер от тромбоэмболии легочной артерии. Дэвид Фишер, по его словам, сам ни на секунду не поверил в теорию о причастности Руби к убийству Кеннеди.