|
Мария Якубович
Мария Якубович

Последний еврей Афганистана все-таки поехал в Израиль

Последний еврей Афганистана все-таки поехал в Израиль
Симантов в стамбульском аэропорту. 17 октября 2021 г.

Зебулон Симантов, известный как последний афганский еврей, бежал из Кабула и сейчас находится на пути в Израиль после того, как согласился предоставить своей бывшей жене развод по религиозным правилам, что является предварительным условием для беспрепятственного въезда на Святую Землю.

...Найденные в пещерах на севере Афганистана рукописи на иврите указывают на еврейскую общину, существовавшую там по крайней мере тысячу лет назад. В конце XIX века в Афганистане проживало около 40 тысяч евреев, многие из которых были потомками выходцев из Персии, бежавших от принудительного обращения в мусульманство. Упадок общины начался с исхода в Израиль после его создания в 1948 году.

Кажется, Зебулон Симантов и впрямь последний афганский еврей.

Он родился в 1959 году в городе Герат на западе страны и всегда настаивал на том, что Афганистан — это его родина. Талибан, как и другие группировки исламских боевиков, враждебно настроен по отношению к Израилю, но терпеливо относился к крохотной еврейской общине страны во время своего предыдущего правления. Правда в 2009 году в интервью Associated Press Симантов сказал, что последние еврейские семьи уехали после советского вторжения в 1979 году.

Он пережил войны, продолжавшиеся десятилетия, в течение которых еврейская община страны быстро сокращалась. Но новый захват власти талибами в августе, похоже, стал последней каплей.

С 1996 по 2001 годы, во время предыдущего правления Талибана, Симантов делил здание синагоги с другим «единственным» евреем страны, Исааком Леви, но они презирали друг друга и враждовали.

Однажды Леви обвинил Симантова в воровстве и шпионаже, а Симантов в ответ обвинил Леви в сдаче комнат проституткам. Талибы арестовали обоих мужчин и конфисковали помещения синагоги. Пропал древний свиток Торы.

Репортеры, которые на протяжении многих лет навещали Симантова и дорого платили за интервью, обнаруживали дородного мужчину, любящего виски, который держал перепелов и смотрел телевизор. Он молился на иврите и старался соблюдать кашрут, но при этом владел шашлычной.

Моти Кахана, израильско-американский бизнесмен, управляющий частной фирмой, которая организовала эвакуацию вместе с раввином Моше Маргареттеном, чья некоммерческая группа Tzedek Association финансировала операцию, сказал, что Симантова не беспокоили талибы, потому что он и раньше жил под их властью. Но угрозы со стороны более радикальной группировки «Исламское государство» и давление со стороны соседей помогли ему решиться. В сентябре Симантов пересек границу между Афганистаном и Пакистаном с помощью Каханы.

Раввин Моше Маргареттен рассказал, что Симантов провел последние несколько недель в Пакистане, исламской стране, которая не имеет дипломатических отношений с Израилем. Кахана сообщил The Times of Israel, что в выходные Симантов благополучно приземлился в Турции и ждет, пока соответствующие документы будут одобрены израильским консульством в Стамбуле.

«Мы рады, что нам удалось помочь Зебулону Симантову покинуть Афганистан и оказаться в безопасности в Турции, — сказал Маргареттен, — его жизнь в Афганистане подвергалась опасности».

Кахана, который ранее помогал эвакуировать людей из раздираемой войной Сирии, пытался с помощью Маргареттена вытащить Симантова из Афганистана еще во время ухода США. Он сказал, что его группа рассматривала возможность доставки Симантова в США, но решила, что Израиль является лучшим местом назначения как из-за трудностей с оформлением въездной визы в США, так и из-за того, что у Симантова в Израиле много родственников, в том числе пять братьев и сестер и две дочери.

В ходе операции по спасению Симантова, проведенной Каханой, также было вывезено около 30 афганских женщин и детей.

Раввин Менди Хитрик, председатель Альянса раввинов исламских государств, приветствовал Симантова в стамбульском аэропорту в воскресенье. Он сказал, что отвезет Симантова в израильское консульство в понедельник, чтобы организовать его репатриацию в Израиль. Согласно «Закону о возвращении» любой еврей имеет право на израильское гражданство.

Хитрик сказал, что он несколько месяцев работал с Маргареттеном и другими добровольцами, чтобы вывезти Симантова из Афганистана. «Я рад, что этот вопрос наконец-то решается», — сказал он.

Сообщается, что в прошлом Симантов отказывался въехать в Израиль, чтобы не иметь дела с раввинскими судами, которые преследуют мужей, отказывающихся дать еврейский развод.

Его жена в 1998 году переехала в Израиль с дочерьми, и с тех пор он отказывался развестись с ней. Согласно еврейскому закону, для повторного вступления в брак женщинам требуется получить акт о разводе (гет), подписанный раввином. Женщину, чей муж отказывается давать гет, называют «агуна», их тяжелое положение рассматривается как основной признак гендерного неравенства в ортодоксальном иудаизме.

С тех пор, как началась пандемия COVID-19, ортодоксальные раввины дали разрешение на проведение бракоразводного процесса в Zoom в тех случаях, когда в получении развода ранее отказывали.

Столкнувшись с перспективой судебного иска в Израиле после многих лет сопротивления Симантов в прошлом месяце наконец согласился на развод в Zoom-конференции, организованной австралийскими раввинскими властями. Развод был удаленно предоставлен сиднейским раввином Йехорамом Ульманом.

Во время хаотичной дискуссии, которая велась через переводчика, изо всех сил пытавшегося объяснить процедуру, Симантов согласился подписать гет лишь после получения заверений, что он не столкнется с проблемами в Израиле.

Неизвестно, когда точно состоялся бракоразводный процесс, но в прошлую среду Кахана написал в Твиттере, что заставил Симантова подписать соответствующие документы. Кахана в шутку сказал: «Я уверен, что по этому поводу будут споры — в конце концов, мы евреи. Но мы живем в двадцать первом веке и Zoom существует».

Несколько подобных процедур было проведено в Израиле, а это означает, что развод Симантова, скорее всего, будет признан религиозными властями действительным.

Несмотря на то что ранее Министерство иностранных дел Израиля заявило, что ему не было известно о запросе Симантова на въезд, он все же получит въездную визу и прибудет в Израиль. Неясно, планирует ли он остаться в Израиле навсегда или же это «ознакомительная поездка».

Но, конечно, он может быть задержан протоколами о коронавирусе, ограничивающими въезд в Израиль.

«Я очень хочу приехать в Израиль и увидеть там много евреев», — говорит Симантов.

Похожие статьи