В интервью еженедельному подкасту «Гаарец» бывший посол США в Израиле Мартин Индык рассказал о своей новой книге, посвященной ближневосточной политике Генри Киссинджера, о шансах на израильско-саудовское мирное соглашение и об отношении Байдена к еврейским поселениям.
Палестино-израильский конфликт просто не является приоритетом для администрации Байдена, и американский президент рассматривает его как проблему Израиля, а не свою, говорит Мартин Индык, бывший посол США в Израиле и видный переговорщик в ближневосточном мирном процессе в 1990-х годах.
Выступая в последнем выпуске еженедельного подкаста «Гаарец», Индык обсудил объявление Израиля о строительстве более тысячи единиц жилья в поселениях на Западном берегу, и сказал, что Байден не заинтересован в «ссоре» с Израилем по этому вопросу.
«Байден работал в администрации Обамы, которая заставила Израиль согласиться на замораживание строительства поселений, — сказал Индык. — Это замораживание, которое длилось 10 месяцев, не привело к прорыву в мирном процессе в то время,"потому что палестинцы все равно не сели бы за стол переговоров».
Индык сказал, что сегодняшний подход Вашингтона состоит в том, что поселения и израильско-палестинский конфликт в целом — это «проблема Израиля»: «Мы можем помочь Израилю решить эту проблему, и впоследствии она может стать нашей проблемой, но между Ираном, Китаем и изменением климата у Байдена много других приоритетов, на которых он должен сосредоточиться в данный момент».
Бывший посол также рассказал о своей недавно вышедшей книге Master of the Game: Henry Kissinger and the Art of Middle East Diplomacy («Мастер игры: Генри Киссинджер и искусство ближневосточной дипломатии»), в которой подробно описывается деятельность бывшего госсекретаря после Войны Судного дня 1973 года.
Индык сказал, что Киссинджер, в отличие от некоторых своих преемников, стремился не к достижению соглашения, завершающего конфликт, а к «постепенному, поэтапному процессу», который приблизил бы Израиль и арабские государства к миру. «Само слово “процесс” в итоге приобрело негативный оттенок, — заметил Индык, — но для Киссинджера он был сутью миротворчества».
По словам Индыка, Киссинджер глубоко скептически относился к усилиям по прекращению конфликта. Его отношение к миру заключалось в том, что это прекрасная цель, но стремление к ней со слишком большой страстью и энергией опасно. Оно может привести к обратному: дестабилизировать существующий порядок и привести к войне.
В своей беседе с ведущим Амиром Тибоном Индык отметил, что «Авраамские соглашения», заключенные в прошлом году Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном, подтвердили давнее мнение Киссинджера о том, что «арабы устанут воевать с Израилем и решат признать его». Сам Киссинджер, которому сейчас 98 лет, недавно назвал эти соглашения «очень важными» и выразил надежду, что следующей страной, которая заключит мир с Израилем, будет Саудовская Аравия.
Индык также остановился на еврействе Киссинджера и на том, как оно повлияло на его ближневосточную политику. Бывшего госсекретаря беспокоило, что арабские лидеры будут считать его предвзятым по отношению к Израилю из-за этого, а Голда Меир разговаривала с ним как с «непутевым племянником» и устраивала ему «сеансы вины», когда он выдвигал требования, которые ей не нравились.