|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Последний еврей Афганистана оказался самозванцем

Последний еврей Афганистана оказался самозванцем
Това Моради Фото: AP Photo/Franc Zhurda

На протяжении многих лет Зебулон Симантов называл себя «последним евреем Афганистана», единственным представителем древней общины. Он брал с журналистов деньги за интервью и называл себя хранителем последней синагоги Кабула. В сентябре, после захвата власти талибами, он уехал в Стамбул.

Теперь выясняется, что он был не последним, сообщает канадская CTV News.

Дальняя родственница Симантова, Това Моради, родилась и выросла в Кабуле и жила там до прошлой недели, то есть оставалась там дольше, чем Симантов. Опасаясь за свою безопасность, Моради, ее дети и почти два десятка внуков покинули страну несколько недель назад в рамках эвакуации, организованной израильской группой помощи и видными еврейскими филантропами.

«Я любила свою страну, очень любила, но мне пришлось уехать, потому что мои дети были в опасности», — сказала Моради в интервью The Associated Press. Сейчас она живет в скромной квартире в албанском городе Голем, на пляжах которого созданы временные жилища для примерно 2 000 афганских беженцев.

83-летняя Моради была одной из 10 детей, родившихся в еврейской семье в Кабуле. В 16 лет она сбежала из дома и вышла замуж за мусульманина. Она так и не приняла ислам, соблюдала некоторые еврейские традиции, и соседи знали о ее происхождении.

«Она никогда не отрицала свое еврейство», — сказала AP дочь Моради, Хоршид, живущая в Канаде, куда она и трое ее братьев и сестер переехали после того, как талибы впервые захватили власть в Афганистане в 1990-х годах.

Хотя многим в еврейской общине не понравилось, что она вышла за мусульманина, Моради сказала, что на протяжении многих лет поддерживала связь с некоторыми членами своей семьи. Ее родители, братья и сестры бежали из Афганистана в 1960-х и 1980-х годах. Ее родители похоронены на иерусалимском кладбище «Хар Менухот», а многие из оставшихся в живых братьев и сестер и их потомки живут в Израиле.

Она не разговаривала с некоторыми из своих сестер более полувека и смогла сделать это только несколько недель назад: «Вчера я увидела своих сестер, племянниц и племянников спустя примерно 60 лет по видеосвязи. Мы проговорили несколько часов. Я была очень счастлива, я увидела их детей, а они познакомились с моими».

Они сказали: «Това как будто вернулась из могилы», — отметила Хоршид.

Во время первого периода правления талибов, с 1996 года до вторжения США в 2001 году, Моради старалась держаться в тени. Но она рисковала своей жизнью, пряча от талибов раввина Исаака Леви, одного из немногих остававшихся в Афганистане евреев.

Леви и Симантов долго прожили вместе в ветхой синагоге в Кабуле, но, как известно, находились в ссоре друг с другом. Талибы обычно оставляли их в покое, но во время одного из таких споров вмешались, арестовали их, избили и конфисковали древний свиток Торы, который пропал после того, как талибы были отстранены от власти.

«Исаак пришел к нам домой во время правления талибов, и мы прятали его в течение месяца», — сказала Моради. Он планировал выехать из страны, но умер в 2005 году.

Останки Леви были перевезены в Израиль для захоронения, а Моради хранит его старый паспорт на память.

Когда талибы вернулись к власти в августе, за несколько недель до того, как США завершили вывод войск, Моради и ее семья посчитали, что находятся в опасности.

Талибы пообещали восстановить мир и безопасность в стране, но более радикальная группировка «Исламское государство» преследует тех, кто не разделяет ее экстремистскую идеологию, включая самих талибов.

Хоршид рассказала, что несколько лет назад ее родственник познакомился с бизнесменом из Торонто Джозефом Фридбергом, ортодоксальным евреем. После падения Кабула он встретился с Фридбергом и попросил о помощи.

Он пришел ко мне и сказал: «Они собираются убить мою мать», — сказал Фридберг. Фридберг обратился в израильскую неправительственную гуманитарную организацию IsraAid.

Генеральный директор IsraAid Йотам Полизер сказал, что организация, которая оказывала помощь после таких катастроф, как цунами в Японии в 2011 году и вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке, уже успешно вывезла из страны афганскую женскую команду по велоспорту и десятки других граждан, когда получила сообщение о Моради и ее семье.

В организации вывоза семьи принимали участие афганские дипломаты, канцелярия президента Израиля Ицхака Герцога и бизнесмены-евреи, включая Александра Машкевича из Казахстана и Сильвана Адамса из Канады, которые задействовали контакты в Израиле, Албании, Канаде и Таджикистане, чтобы помочь семье выехать из Афганистана.

«Мы так благодарны всем помогавшим нашей семье, за то, что теперь она в безопасности, — сказала Хоршид. — После прихода Талибана к власти я не спала ночами».

Сейчас Моради и шесть ее родственников находятся в Албании, а еще 25 членов этой семьи добрались в начале недели до Абу-Даби. Они надеются, что смогут въехать в Канаду, чтобы воссоединиться со своими детьми, которые живут там.

Но она также выразила надежду, что сможет посетить Израиль, увидеть своих братьев и сестер и помолиться на могилах своих родителей в Иерусалиме.

Похожие статьи