Израильский политолог Михаил Финкель рассказал нам о политической ситуации в Израиле и о перспективах различных сил на власть.
- До прихода к власти Беннет обвинял Нетаньяху в экономическом развале. Например, миллион безработных, по его мнению, — это развал. Какие меры предпринимаются правительством для выхода Израиля из постковидного кризиса? Можно ли назвать эти меры эффективными и успешными?
- Безусловно, Нетаньяху находился в тяжелом положении. Был разгар эпидемии коронавируса. Нужно было все закрывать. Был локдаун, как во всем мире. Поэтому нынешний премьер-министр Нафтали Беннет очень несправедливо обвинял Нетаньяху, забывая при этом упомянуть, что именно благодаря Нетаньяху Израиль первым в мире получил колоссальное количество вакцин Pfizer, сумев договориться с президентом этой компании. Это всецело заслуга Нетаньяху. Согласно мнению многих наших врачей, у большинства израильтян уже выработался коллективный иммунитет благодаря тотальной вакцинации населения. Поэтому сегодня Беннет отменяет все ограничения: с 1 ноября многие туристы будут въезжать в страну, открывается бизнес. Несколько дней назад были отменены все ограничения на собрания большого количества людей. Кто все это сделал? Нетаньяху. А сейчас Беннет просто пожинает плоды деятельности Нетаньяху, при этом огульно его обвиняя. Все нормально — обычная политика. Следствием правильной политики лоббирования вакцинации при Нетаньяху является то, что сегодня открыты рестораны, кафе, открываются SPA, отели, приедут снова туристы и бизнес идет вперед. Но это не заслуга Беннета. Это заслуга Нетаньяху. И это надо честно признать.
- Во время своей предвыборной кампании Беннет предлагал запустить в Израиле программу «Сингапур». Суть ее заключается в снижении налогов. Власти Сингапура снизили налоги, что сделало эту страну привлекательной для международных компаний и их инвестиций. На какой стадии находится реализация этой программы? Снизились ли налоги в Израиле?
- На данный момент ни о каком снижении налогов я в Израиле не слышал. Может быть, ведутся разговоры, но между разговорами и реальностью есть колоссальная пропасть. Разговоры — замечательно. Я знаю другое, что на днях сказал Беннет: очень скоро его правительство может «лопнуть» и будут новые выборы.
- Почему Беннет пренебрегал голосами русскоязычных избирателей? Какие у него сегодня складываются отношения с репатриантами? Как репатрианты относятся к нему?
- Я не могу сказать, что Беннет пренебрегал голосами русскоязычных избирателей. Следует вспомнить, что партнером Беннета является Авигдор Либерман, выходец из Молдавии. Человек советский, за которого голосуют многие русскоязычные старшего поколения. Молодые русскоязычные голосуют за другие партии. За Либермана голосуют обычно люди 45+. Поэтому я не могу сказать, что Беннет пренебрегает голосами русскоязычных. Он использует эти голоса, потому что партия Либермана «Наш дом Израиль» является его партнером по коалиции. Если бы она не вступила в коалицию, то Беннет не стал бы премьер-министром.
- В интервью израильскому сайту до прихода к власти Беннет сказал, что «моя обсессия — это не должность премьер-министра. Моя обсессия — это добиться лучшей жизни для молодого поколения израильтян». Как меняется жизнь израильской молодежи?
- Откровенно говоря, пока никак. Он несколько дней назад сказал, что скоро коалиция может «лопнуть» и будут новые выборы. Вполне возможно, что на этих выборах победит Нетаньяху. Потому что Нетаньяху не хватает только одного человека для формирования парламентского большинства и для того, чтобы иметь коалицию. За него уже 60 человек в Кнессете и нужен еще один перебежчик, над чем Нетаньяху работает. И Нетаньяху победит. Смешно о таких планах говорить, когда все правительство Беннета на ладан дышит и зависит от арабов. Любой конфликт с ХАМАСом или с кем-то еще — и правительство развалится. Потому что арабы говорят: если вы только будете чуть-чуть хотя бы защищать себя и не давать арабским террористам на вас нападать, то мы выйдем из коалиции. Мы ее развалим. А на улучшение жизни молодых потребуются десятилетия.
- Как вы оценили бы итоги визита Беннета в Россию? На каком уровне находятся отношения Москвы и Иерусалима?
- Визит в Россию был очень успешным. Путин беспрецедентно хорошо и тепло принял Беннета. В Сочи была организована кошерная еда. Беннет — первый религиозный премьер-министр Израиля, соблюдающий Шабат. В Шабат Беннет уже не хотел лететь назад. Путин сказал: «оставайтесь тут». Беннет прекрасно провел Шаббат в Сочи. Долго говорили. Судя по всему, передали информацию по Ирану, «Хезболле», по тому, что происходит в Сирии. Обсуждали многие совместные проекты. Путин с пониманием относится к озабоченности Израиля из-за иранских угроз. Отношения с Россией прекрасные. Но снова хочу подчеркнуть: Беннет здесь жнет плоды, посеянные Нетаньяху. Нетаньяху за многие годы своего правления выстроил дружеские отношения с Путиным, на которые Беннет уже пришел. Беннет для этого ничего не сделал. Он просто продолжает те хорошие отношения, которые Нетаньяху создал. Я предвижу, что Беннет долго не будет здесь сидеть. Он уйдет.