Президент Института Восточного Партнерства (Иерусалим) израильский политолог Авраам Шмулевич рассказал о тонкостях американо-израильских отношений, о ближневосточной политике США и о международном положении Израиля.
- Влияние Израиля на Конгресс США резко упало в последнее время, заявил, как сообщает газета The Jerusalem Post, экс-президент США Дональд Трамп. «10-15 лет назад Израиль фактически контролировал Конгресс, а сегодня, когда у власти демократы и администрация Джо Байдена, — все наоборот. Это удивительно, я никогда не видел столь резких перемен за такое короткое время», — заявил политик. Действительно ли влияние Израиля на Конгресс с приходом к власти администрации Байдена так резко снизилось?
- Даже сам президент США не может контролировать Конгресс, а тем более на это не способна другая страна. Но действительно у Израиля есть очень мощное влияние на происходящие в США процессы. Есть израильское лобби. Израиль является одной из немногих стран, может быть одной из двух или трех, среди них Саудовская Аравия, которые действительно могут оказать какое-то влияние на американскую политику. Конечно, не контролировать, повторюсь, это невозможно, а оказывать какое-то влияние. Других таких стран очень мало, если они есть еще вообще.
- Сознательно ли выстраивалось израильское лобби в США?
- Да, сознательно. Это многоуровневое лобби и это действительно достижение Израиля. Что Израилю нужно от США? Часто говорят, что Израиль получает от США экономическую помощь. Это не так, то есть экономическая помощь присутствует, но она составляет незначительную часть израильского бюджета. Израиль — экономически развитая страна и может вполне обойтись и без американской помощи.
Скорее, эта помощь нужна самой Америке, потому что американская военная помощь предоставляется Израилю на условиях, что Израиль закупает американское оружие на те деньги, которые выделены американской стороной. Размещает заказы США. Повторюсь, это очень небольшая часть оборонного бюджета.
Но что действительно важно — это политическая поддержка, которую США оказывают Израилю, учитывая статус Америки как постоянного члена Совбеза ООН и ее сильное влияние во всем мире. И учитывая, сколько у Израиля врагов, которые всячески хотят навредить нашей стране. В этом смысле помощь Америки бесценна, и израильское лобби играет очень важную роль в деле дальнейшего укрепления американо-израильских отношений.
- Однако при Дональде Трампе американо-израильские связи еще больше укрепились…
- Верно. Он действительно был очень дружественно настроен по отношению к Израилю. Наверное, это был самый дружественный президент, и в Израиле за это Трампу благодарны. Он был очень популярным. После победы Байдена действительно высказывались опасения, не станет ли американская политика менее дружественной по отношению к Израилю.
Потому что действительно в демократической партии, в отличие от республиканской, есть крыло, настроенное крайне антиизраильски и даже антисемитски. Это крайне левое крыло демократической партии. После прихода Байдена к власти эти опасения во многом оказались беспочвенными: влияние антисемитски настроенных депутатов Конгресса, членов демпартии на администрацию президента Байдена незначительно. Серьезного изменения американской политики в отношении Израиля мы не увидели. Большинство инициатив по Израилю, которые были предприняты при Трампе, продолжают реализовываться администрацией Байдена. Поддержка «Авраамовых соглашений», то есть поддержка курса на восстановление дипломатических, экономических, политических, военных и других отношений между Израилем и арабскими странами продолжается. Администрация Байдена не отозвала историческое решение Трампа о переносе посольства США в Иерусалим и т.д.
- Кстати, в Израиле существовали опасения касательно политики администрации Байдена в отношении Ирана. Ходили слухи, что Байден снимет санкции с Тегерана…
- Согласен с вами, были такие опасения. Были опасения, что Байден снимет эти санкции, тем самым предоставив Ирану доступ к финансовым средствам, что могло отразиться и на деятельности Ирана за рубежом. Иран смог бы интенсивно финансировать террористические организации. Но этого не произошло.
Иран — страна, которая открыто угрожает и призывает к уничтожению Израиля. Иран — достаточно агрессивная страна по отношению и к другим странам, в том числе и к Азербайджану. Америка наложила санкции на Иран, практически заморозив его активы, сделав крайне затруднительной возможность торговать иранской нефтью. И в результате также была заторможена ядерная программа Ирана. Все эти факторы привели к ограничению влияния Ирана на Большом Ближнем Востоке.
Более того, мы видим, что позиция американской администрации в отношении Ирана каким-то образом согласовывается с Израилем. И в Иерусалиме довольны развитием таких событий. Поэтому и эти опасения также не оправдались. Нынешняя администрация США также является дружественной по отношению к нашей стране. Америка — это стратегический союзник Израиля, надеемся, что такие отношения сохранятся.