27 января во всем мире отмечают Международный день памяти жертв Холокоста, так как именно в этот день войска Красной армии освободили Аушвиц. В преддверии этого события, в октябре и ноябре 2021 года, на платформе Zoom состоялся образовательный онлайн-семинар для 64 российских преподавателей школ и вузов, под названием «Аушвиц- история и символика». Проект был организован Научно-просветительным Центром «Холокост» и Государственным музеем «Аушвиц-Биркенау». По итогам работы двух семинаров и участию в проекте «Освободители» будет произведен отбор школьных педагогов и преподавателей ВУЗов для стажировки в музее «Аушвиц - Биркенау» в 2022 году.
Обо всём этом, как и о том, почему на могиле погибших советских воинов в концлагере Аушвиц наконец появились венки от российской стороны, что заставляло еврейских членов «зондеркоманды» сопровождать заключённых в газовую камеру, а затем участвовать в уничтожении трупов, что общего у Вологодской области и Аушвица, и как коронавирус и закрытые границы разъединяют города и страны, мешая совместному изучению и осмыслению трагедии Холокоста, мы поговорили с историком, педагогом Светланой Тиханкиной, руководителем образовательных программ Центра «Холокост».
- Светлана Анатольевна, до работы в Центре «Холокост» вы являлись учителем обществознания в школе. Как вы начали заниматься исследованием Холокоста, темой Аушвица?
- Для того, чтобы разобраться с этой темой и её понять, прошла обучение на семинарах и стажировках Центра «Холокост», закончила курсы при израильском музее «Яд-Вашем», привлекала детей к исследованию проблемы, мы писали эссе. Это было начало моего пути, когда нужно было проверить и вологодских ребят, понаблюдать, как они будут реагировать на эту тему, понять, как можно работать по изучению истории Холокоста с нашими детьми, находящимися далеко от мест расстрела, лагерей смерти. Убедилась, что мои ученики живо откликаются на эту тему, хотя прежде они были осведомлены на этот счёт весьма поверхностно. Уверена, подобные знания истории помогут детям сделать правильные выводы и уберечь мир от подобных трагедий в будущем. Кто-то помогал спастись евреям, а кто-то наоборот — способствовал их уничтожению. Тут возникает проблема выбора между добром и злом, и именно на таких примерах я пыталась разбудить в своих учениках чувства к людям, пострадавшим в геноциде. При этом, вологодские школьники изучали историю Аушвица не через хронику боевых действий, а через судьбы освободителей, через личностный подход к этой трагической теме.
- Понятно…
- Начав изучать историю Холокоста в школе в Вологде, априори я не понимала, с чего начать, как к ней подступиться, как изучать этот вопрос, ведь Вологодская область не была оккупирована. Но потом пришло понимание. Дело в том, что у нас в области формировалась дивизия, вошедшая в Аушвиц и участвовавшая в освобождении концлагеря, а известный советский военачальник Федор Красавин, которому сегодня в Казани установлена мемориальная доска, командовал этой дивизией. В дальнейшем, вместе с детьми, я исследовала судьбы вологжан, переживших войну, личные дела бойцов, собирала документы, воспоминания, мемуары. Позже мой проект получил финансовую поддержку (гранты) от российского Центра «Холокост», и мы вместе вышли на всероссийский и международный уровень, собирая сведения о бойцах уже со всего бывшего СССР.
- Из прекрасного города Вологда перенесемся в Аушвиц. Недавно, Центр «Холокост» провел образовательный онлайн-семинар для 64 российских преподавателей школ и вузов, под названием: «АУШВИЦ — ИСТОРИЯ И СИМВОЛИКА». Как родилась идея подобного проекта?
- Идея родилась после того, как вместе с Аллой Ефремовной Гербер, президентом Фонда «Холокост», мы ездили в составе делегации общественников и театральных деятелей, членов Совета Федерации в музей Аушвиц-Биркенау, на 74-ю годовщину его освобождения, принимая участие в этой траурной церемонии. Потом нам подарили экскурсию по музею. Как сказала ранее, темой Аушвица, его историей, занимаюсь уже много лет, исследую все, что касается проекта «Освободители». В Аушвице всегда переживаю непередаваемые ощущения и эмоции. Все, что я прежде знала чисто теоретически по документам, по воспоминаниям, дополнилось реальными картинами происходящего. Меня поразил масштаб этого чудовищного лагеря смерти. Помню, как направлялись в концлагерь Биркенау, но, чтобы доехать до памятника советским военнопленным, объехали практически всю огромную территорию этого лагеря, которая все не заканчивалась. Поразили масштаб территории, само место, его атмосфера. Тогда я для себя решила, что сюда нужно обязательно привозить на экскурсии наших педагогов, школьников. Видела там официальные делегации из разных стран планеты, тинейджеров, учеников школ. Считаю, это очень здорово, что их туда привозят. Впечатлившись увиденным, переговорила с местным гидом, которая провела нам тогда экскурсию, о возможности подобного сотрудничества – российских педагогов, Центра «Холокост» и польской стороны. Затем мы обменялись контактами и переписывались по электронной почте, в течение года согласовывая договор о партнёрстве.
- Что было дальше?
- На следующий, уже юбилейный год, означавший собой 75 лет с момента освобождения Аушвица, мы с Ильей Александровичем Альтманом, профессором РГГУ, сопредседателем Центра «Холокост», снова побывали в Аушвице и наконец подписали договор о сотрудничестве. Все это происходило рядом с могилой наших бойцов, солдат, погибших за освобождение Аушвица. Нам было невероятно важно найти данную могилу на муниципальном кладбище г.Освенцим. Сначала, долго бродили между разными солидными монументами, среди массы памятников и в конце концов, отыскали наш мемориал. Он выглядел весьма ухоженным, было очевидно, что за ним следят муниципальные власти. Но мы приехали в юбилейную дату, 75 лет с момента освобождения лагеря, а венки на могиле присутствовали только от музея Аушвиц-Биркенау и от муниципалитета г.Освенцим. От российской стороны — ни одного венка мы не нашли, что показалось странным, ведь 27-го января там прошли все памятные мероприятия. Выходит, из российского посольства, у могилы наших бойцов никто так и не появился. Вернувшись в Москву, сразу отправила письмо в наше посольство, сопроводив его фото и объяснив всю эту печальную ситуацию. Они приняли наш упрек и на следующий год венки там присутствовали. Так вот, возвращаясь к идее проведения обучающего курса для российских педагогов в Аушвице. Никто не знал, что наступит коронавирус, спутавший все наши планы. Мы рассчитывали, что в течение недели российские педагоги будут учиться на территории концлагеря в Польше, работать с архивами Аушвица, изучать содержимое местного музея и в рамках всего происходящего научатся преподаванию этой темы в своих учебных заведениях. Также, мы с Ильей Альтманом полагали, что затем в Москву приедут уже польские педагоги, которым мы покажем, как в России сохраняется память о Холокосте. Планировали провести для них семинар, продемонстрировать им российские места уничтожения евреев во времена Великой Отечественной войны, отвезти представителей Польши в Смоленск, в Любавичи, в Катынь, рассказав нашим гостям о судьбе польских военнопленных, убитых в Катыни. И стали ждать открытия границ…
- Но не дождавшись, начали обучать российских педагогов в режиме онлайн?
- Совершенно верно, российско – польский образовательный семинар было решено проводить в онлайн-режиме. На участие в этом мероприятии к нам поступило более 120 заявок, желающих оказалось очень много. Из них мы хотели отобрать 20 человек, которые в перспективе отправятся в Польшу, но в итоге договорились провести два семинара по 30 человек и далее отбирать тех, кто энергичнее и активнее всего проявил себя в проекте «Освободители», кто искал материалы, связанные с освобождением Аушвица, регулярно писал работы на эту тему.
- Правильно ли я понимаю, что цель Центра «Холокост», проводящего подобный онлайн-семинар состояла еще и в том, чтобы подготовить российских педагогов перед поездкой в Аушвиц в образовательном плане?
- Конечно. Наши специалисты должны были быть в теме, прежде чем лететь в Польшу. Знания, полученные на нашем семинаре, стали для них серьезным бонусом и подспорьем для дальнейших исследований.
- Хотелось бы понять, программа подобной поездки в Аушвиц - бесплатная для российских педагогов?
- Да, сама программа пребывания и обучения в Польше – бесплатная для наших российских педагогов, но встал вопрос оплаты их проезда до Польши. И мы стали искать возможность спонсорства, чтобы оплатить нашим учителям эту дорогу, ведь лететь, к примеру, из Хабаровска до Москвы, а потом и до Польши – очень дорого для рядового учителя. К счастью, смогли найти для них эту финансовую поддержку, но поездка пока не состоялась из-за ковидных ограничений.
- Как прошел онлайн-семинар «Аушвиц - история и символика»?
- Сама идея проведения таких онлайн-семинаров мне понравилась, это - очень интересно, к тому же солидный объем информации распределился на два дня. В первый день у нас состоялась виртуальная экскурсия по лагерю «Аушвиц 1», во второй день - виртуальная экскурсия по лагерю «Аушвиц – Биркенау». Такая «прогулка» показалась мне даже более глубокой и содержательной, чем реальная офф-лайн экскурсия. Понятно, что интернет не передает ощущение самого места и той атмосферы. Однако, онлайн-осмотр местности позволяет показать и раскрыть то, что на обычной экскурсии увидеть не успеешь, потому что территория концлагеря – огромная и обойти два логова смерти за три часа – тяжело. Нам удалось лицезреть сильно отдаленные места, в которые обычно не водят экскурсии, заглянуть внутрь помещений, в бараки, в том числе – в санитарные бараки, осмотреть лазарет и всю территорию, как снаружи, так и внутри. Нас ожидало очень глубокое, мощное, эмоциональное погружение в тему. Никто из наших учителей, находящихся по ту сторону экрана, там еще не был. Впоследствии, наши педагоги сказали, что все увиденное реалистично погрузило их в эту страшную картину, потрясло своим наполнением, историей и содержанием. Они узнали много нового, того, что нельзя прочитать в книгах, уникальные детали, о которых не пишут. Гид нашей виртуальной экскурсии Анна Станьчик поведала нам историю лагеря, сообщила, как содержались узники, пролила свет на их судьбы. А я рассказала, как лагерь освобождался Красной армией, разложив слушателям историю освобождения в деталях. Свой доклад я строила не на хронике боевых действий, а на личных биографиях, через воспоминания освобождавших и освобожденных. Сообщила участникам онлайн-семинара, что более всего тревожило красноармейцев во время освобождения концлагеря, кто из них и как отвечал на увиденное, с какими чувствами и эмоциями они встретились с узниками. Например, мне было важно подчеркнуть, как отреагировал Примо Леви на появление наших бойцов, и как наши солдаты отреагировали на то, что увидели за колючей проволокой. Это тоже, на мой взгляд, весьма важно, ведь учителя потом передадут услышанное своим школьникам студентам. Считаю этот подход наиболее правильным — преподавать свой предмет через судьбы жертв Холокоста и красноармейцев, это лучше и эффективнее, чем заучивать сухие даты в учебнике истории.
Мы также узнали, как наши польские коллеги работают со школьниками, со студентами, со взрослыми, какие образовательные программы проводят. Поляки познакомили меня и российских педагогов со своей образовательной, мемориальной, научной деятельностью, рассказали, какие ресурсы для этого используют, поделились с нами рядом панорамных снимков лагеря Аушвиц-Биркенау, которые потом можно использовать в учебном процессе. То есть они обогатили наших учителей не только запасом знаний, но и других ресурсов, которые россияне потом станут использовать в своей профессиональной деятельности. Серьезный интерес у участников курса также вызвал доклад профессора Игоря Бартосика, ученого из музея Аушвица, который говорил про «зондеркоманду» концентрационного лагеря Аушвиц, особое подразделение узников, предназначенное для сопровождения заключённых в газовую камеру, а затем для обработки и уничтожения трупов. Создание «зондеркоманд» было вызвано тем, что охранники из СС не выдерживали психологического напряжения от непрерывного наблюдения тысяч убиваемых заключённых.
- Как отбирались члены «зондеркоманды»?
- Члены зондеркоманды отбирались для этой работы эсэсовцами из наиболее физически крепких узников. Евреев не предупреждали заранее, чем они будут заниматься, им не давали выбора. Многие члены «зондеркоманды» не выдерживали этой работы и завершали жизнь самоубийством. «Обреченным» на эту жуткую деятельность евреям приходилось участвовать в сжигании трупов других евреев, в очистке газовых камер, порой вытаскивая из последних своих детей и жён. Как с этим потом жить, какое отношение к таким людям было после войны, как к ним относились сами сс-овцы?! Больная, тяжелая, жуткая для всех евреев тема, но очень актуальная. Этот вопрос вызвал у наших педагогов повышенный интерес, они рассуждали, анализировали, думали, как бы поступили на месте несчастных. Дай бог нам всем никогда не оказаться на их месте.
- Какие цели вы ставили себе, готовя этот российско – польский образовательный проект?
- С помощью проведения данного российско – польского образовательного семинара мы стремились найти общие точки соприкосновения с нашими коллегами из других стран мира. К сожалению, политика сегодня разобщает наши государства, ковид лишил нас возможности путешествовать, ездить друг к другу, закрыв границы. Нам нужно было найти объединяющие темы, чтобы вместе, сообща, работать над сохранением памяти о людях, погибших во время Холокоста или уцелевших, выживших даже в таких нечеловеческих условиях, показать значимость и ценность самой человеческой жизни.
- Светлана Анатольевна, подводя итоги нашей беседы, давайте поговорим о XXI Международном конкурсе Центра «Холокост», под названием: «Холокост: память и предупреждение», заявки на который принимаются до первого декабря 2021 года. Какие цели и задачи ставит перед собой данный конкурс?
- С одной стороны, проводя данный конкурс, мы сохраняем память о тех, кто был уничтожен или выжил. Время идет, ветераны и бывшие узники уходят. Мы должны их помнить, а их жизнь — служить примером для поступков других. С другой стороны, наш конкурс воспитывает в молодых людях уважение и толерантность к иным этносам, чтобы больше никогда не происходили убийства людей по национальному признаку. Хотя мы-то с вами знаем, что уничтожение граждан по национальному признаку случались и после Холокоста. Как воспитать человека, который никогда не смог бы убить другого человека, для которого национальная принадлежность другого не стала бы критерием для ненависти, убийства, для злобы?! Именно в этом - задача нашего конкурса, предупредить и побороть любую ксенофобию, расовые предрассудки, антисемитизм. Наш конкурс – международный, мы призвали участвовать в нем и наших польских коллег, просим всех распространять о нем информацию. К огромному сожалению, в нашем конкурсе перестала участвовать Украина, по понятным соображениям, хотя украинский Бабий Яр – один из символов Холокоста. Наше настоящее разъединяет политика, но прошлое у нас - единое, общее, и мне очень жаль, что так вышло…
Как правило, из зарубежных государств в нашем конкурсе всегда активно участвуют наши белорусские педагоги, присылающие нам очень хорошие, грамотные работы. В этом году, к Белоруссии присоединился и Казахстан. Сначала казалось, что тема Холокоста никак не касается этой знойной республики Средней Азии. Но во время совместных вебинаров я им подсказала, по какому направлению двигаться дальше. Казахстан ведь являлся территорией, куда евреи эвакуировались, где находили спасение от оккупантов, и если бы казахи там не приютили, не дали бы им возможности жить и работать в этих жарких солнечных краях, беженцы вряд ли спаслись бы от смерти.
- Ваши образовательные программы рассчитаны только на школьных педагогов и преподавателей вузов? То есть врач, юрист, менеджер, инженер, к примеру – не могут, желая прикоснуться к этой теме по каким-то своим личным причинам, к вам присоединиться?
- Конечно, нет! Мы принимаем работы от всех заинтересованных в изучении истории Холокоста и сохранении памяти о жертвах, спасителях и освободителях. Наоборот, будем рады расширению участников конкурса. Рассмотреть тему с позиции медиков (как лечили, спасали узников гетто и концлагерей), юриста (как законы государства могут ущемлять права этнических меньшинств, привести к дискриминации, как события Холокоста повлияли на международное законодательство), инженера (участие в разработке средств уничтожения инженеров, деловая репутация) и т.д.
- Тогда - вопрос для новичков. Если люди хотят принять участие в ваших образовательных программах, что им для этого нужно сделать, с чего начать, куда звонить и писать? Выдаете ли после окончания курса какие-либо дипломы, сертификаты о повышении квалификации и тд?
- Новичкам надо начать с изучения https://holocf.ru/ сайта Центра «Холокост». Там выложены сборники лучших работ студентов и школьников «Мы не можем молчать», методические разработки педагогов. Также на сайте, в разделе «Наши издания» не трудно найти сборники «Сохрани мои письма…», на основе которых можно написать не одну исследовательскую работу. Для консультации по выбору темы можно обратиться к сотрудникам Центра. Контакты также можно найти на сайте https://holocf.ru/ организации.
Отмечу, участие в конкурсе - бесплатное, каждый получит сертификат. Авторы лучших работ среди школьников и студентов приглашаются на международную конференцию, проходящую в январе в Москве, педагоги – победители и призеры награждаются на мемориальном вечере памяти жертв Холокоста в Геликон-опере.
Как правило, авторов лучших методических разработок мы приглашаем на летний семинар, по итогам которого - далее на стажировки в «Яд Вашем» (Израиль), Дом Ванзейской конференции (Берлин), Архивы Арользена (Германия), музей «Аушвиц-Биркенау» (Польша). Возможностей для дальнейшего сотрудничества после участия в конкурсе много, главное, чтобы люди сами хотели глубже изучить историю Холокоста.
Больше информации можно найти на сайте Центра «Холокост» https://holocf.ru/