Старейшина российской эстрады получил премию ФЕОР «Скрипач на крыше».
Александр Левенбук давным-давно — человек-легенда. Последний из могикан легендарной и самой популярной детской передачи «Радионяня», полвека со дня рождения которой все девчонки и мальчишки, а также их родители готовятся отметить уже 1-го января: именно в этот день в 1972 году в радиоэфир вышел первый выпуск исторической передачи. Основатель и бессменный руководитель единственного в России еврейского театра «Шалом», которому аплодировали во многих странах мира так громко, что до сих пор звучит эхом на страницах прессы. Неутомимый остроумный рассказчик и автор сотен анекдотов, выпустивший за свою более чем 60-летнюю творческую карьеру не одну книгу. Талантливый артист-юморист (народный артист России) и врач (по образованию) с рафинированной речью, находчивый режиссер и конферансье, отец и дедушка и — наконец — муж балетмейстера-хореографа Визмы Витолс. Вы уже поняли, что недоставало только премии ФЕОР. Так вот в ФЕОР это поняли тоже. И премию вручили.
На сей раз любимец публики, прибывший (без пробок) в самый роскошный зал страны, «Барвиха Luxury Village» в подмосковной Жуковке, в сопровождении своего семейства, едва оказавшись на сцене, тотчас же разбавил натянутую чопорность аудитории и сразил дам в декольте, а также их спутников в смокингах веселыми историями. Например, о чуде Хануки, когда освященного масла хватило не на один день, а на целую неделю. «Так и с нашей пенсией — получаем на две недели, а тратим целый месяц, да еще остается на лекарства». Зал взорвался аплодисментами.
- Маэстро, что означает для вас эта премия?
- Прежде всего, я должен выразить мою самую искреннюю признательность и благодарность ФЕОР за такую оценку моих скромных заслуг. Когда-то под эгидой ФЕОР мы показывали наше танцевально-песенное шоу с участием абсолютно бесподобных Ирины Климовой и Татьяны Карасик даже в самых далеких уголках нашей страны — и добрались даже до Америки! Кроме того, я должен сказать, что просто обожаю этот восхитительный мюзикл про находчивого и бедного Тевье-молочника, в честь которого названа и премия. «Скрипач на крыше», поставленный на Бродвее в теперь уже таком далеком 1964 году — эталон жанра мюзикла. Согласны со мной?
- Разумеется. Почему бы, однако, не поставить его и в «Шаломе»?
- Во-первых, мы все делаем «первым экраном», привыкли, никогда ничего не повторять. Ну, а потом, это просто невозможно сделать. Невозможно. После Хаима Тополя. Так, как он сыграл героя Шолом-Алейхема, никто уже и никогда не сыграет, и так, как он спел куплеты своего героя, никто и никогда уже не споет…
- О, да! Эта мелодия стала шлягером среди шлягеров и прогремела на весь белый свет, не правда ли?
- Я бы сказал, что ее также хорошо знают и в Африке. Знают везде! Между прочим, Хаим Тополь выходил на сцену в роли Тевье-молочника более 3000 раз и снялся в фильме, поставленному по мюзиклу в 1971 году.
- И не только! Маэстро Тополь, как и вы, создал театр…
- Я знаю! И тоже был, скажем так, « первопроходцем». Основал самый первый театр в Хайфе — огромный! А наш — совсем маленький, и к тому же уже семь лет на ремонте. Но мы играем в разных залах и даже немного выезжаем в провинцию.
- Но, ведь, до вашего театра в Москве играл знаменитый ГОСЕТ.
- Да, созданный Алексеем Грановским и Соломоном Михоэлсом. Но между нашим театром и ГОСЕТом расстояние в 40 лет. К тому же он был совсем другим. В ГОСЕТе играли на идише, который сегодня почти никто не понимает, а его главным спектаклем был шекспировский «Король Лир».
- А какой главный спектакль в репертуаре «Шалома»?
- Наверное, их сразу несколько. И они все совершенно разные. Это и мюзикл «Моя кошерная леди», в котором главную роль играет Виктория Тарасова, и сравнительно новый драматический спектакль «Плохие евреи», и, конечно, наша как бы «визитная карточка» — ревю-обозрение «Фаршированная рыба с гарниром». У нас в театре играют по-русски, но исключительно на еврейскую тему.
- Вы возглавляли «Шалом» почти 40 лет. Что такое быть художественным руководителем?
- Это знать, что специфика еврейского театра важнее мнения художественного руководителя. Кроме того, надо обязательно уметь настраивать коллектив на верный лад, уметь настроить свой смычок взять правильную ноту. И ни в коем случае не сфальшивить. Никогда!
- Выходит, что вы тоже немного скрипач, и награда правильно нашла героя?
- Выходит, что так.
- Не стоит ли, тем более в преддверии столь славного юбилея, возродить «Радионяню»?
- Мы сделали для школьников два спектакля из уроков «Радионяни», называются «Школа кота Леопольда»
- Что же в планах?
- Успешно передать бразды правления театром новому худруку, это случится уже на днях, ибо мой контракт завершен
- Но смычок по-прежнему будет настроен?..
- Ну, конечно. Я же не умер. И, по правде говоря, совсем не собираюсь это делать, во всяком случае, в течение ближайших тридцати с небольшим лет
- Авраамовы 120?
- Как положено.
- Да и правильно. Тем более, что, я так думаю, как раз и театр тоже выйдет из спячки ремонта…
- Я очень на это надеюсь. Да к тому времени и Москва расширится еще в пять раз, и наш театр окажется уже не в спальном районе, а почти что в центре города. Хорошая перспектива, правда?