Президент республиканской Еврейской национально-культурной автономии Мордовии Александр Дробин общественной работой занялся еще в 2005 году, создав первое в регионе объединение соплеменников. «К нам могут приходить любые граждане, достигшие 18 лет, которые интересуются еврейской культурой и историей. Вне зависимости от социального положения и религиозных убеждений», — говорит он. Человек, знающий очень многое о евреях республики, ответил на вопросы Михаила Джумблатова.
«С»: Сколько в Мордовии еврейских организаций?
— Четыре. Помимо нашей есть национально-культурные автономии в Рузаевке и Саранске. Также в столице республики существует «еврейская община». Раздробленность связана с нюансами российского законодательства, которое деятельность подобных структур ограничивает рамками географической местности. Организация, которую я сейчас возглавляю, была зарегистрирована 13 марта 2014 года.
«С»: Кто может стать членом вашей автономии?
— Мы считаем своими всех, кто имеет еврейские корни. Но это вовсе не значит, что они внесены в списки организации. К нам могут приходить любые граждане, достигшие 18 лет, которые интересуются еврейской культурой и историей. Вне зависимости от социального положения и религиозных убеждений. Средний возраст членов автономии — 37 лет. К сожалению, со старшим поколением сложнее. Его представители не хотят признавать себя евреями. Это пережитки антисемитской политики, культивируемой в советский период.
«С»: Какие задачи у вашей организации?
— В основном мы занимаемся проведением культурных мероприятий. Читаем национальную литературу, смотрим фильмы об Израиле. Благодаря помощи управления культуры администрации Саранска в прежние годы проводили концерты по случаю одного из главных еврейских праздников — Хануки, в текущем году он будет отмечаться 28 ноября. В связи с эпидемиологической ситуацией никаких мероприятий проводиться не будет. Кроме того, наша организация отмечает праздники Роша Шон, Пурим, Песах, Шавуат… Также мы активно сотрудничаем с общественными и культурными организациями республики и России в реализации различных проектов. В связи с этим от лица автономии выражаю всем помогающим нам людям благодарность, особенно хочу выделить Дом народного творчества, его директора Светлану Чиндину за совместные акции, посвященные Международному дню памяти жертв Холокоста, которые прошли в январе 2021 года.
«С»: Где проходят ваши собрания?
— К сожалению, у нас нет помещения, организация зарегистрирована по домашнему адресу. Собираемся примерно раз в неделю в кафе и общаемся. У нас нет членских билетов и добровольные взносы чисто символические, кто сколько сможет заплатить. Даже количество участников собраний разное — не больше семи человек, из-за ковидных ограничений.
«С»: Каков бюджет вашей организации?
— Он очень маленький и формируется только за счет пожертвований общественной организации — Еврейской федеральной национально-культурной автономии из Москвы. Средства, полученные от наших благотворителей, полностью идут на реализацию уставной деятельности. Мы полностью существуем на благотворительные средства и не ведем никакой коммерческой деятельности.
«С»: Почему ваша автономия не фигурирует в публичной сфере?
— К сожалению, сказывается некая разобщенность. В республике функционируют несколько национально-культурных автономий, но почти не проводится никаких совместных мероприятий, за исключением ежегодного фестиваля диаспор. Все варятся в собственном соку. Мы могли бы активнее заявлять о себе. Например, привозить на гастроли еврейских артистов, но все упирается в отсутствие финансирования. Я сотрудничаю с Российским еврейским конгрессом и Федеральной еврейской национально-культурной автономией, но ее руководители заявляют: «Вы не умеете зарабатывать деньги». Средствам массовой информации мы не интересны, потому что у нас нет скандалов. Власть нас тоже не особо отмечает.
«С»: Сколько в республике жителей с еврейскими корнями?
— Много. Но большинство скрывает свою еврейскую родословную. Не хотят дополнительных сложностей. Это можно объяснить генетической памятью. Все мы знаем историю нашей страны и еврейского народа в частности. По официальным данным федеральной переписи населения 2010 года, в республике 137 евреев. Большинство — в Саранске, но есть и в районах. Многое зависит от того, как определять национальность: по маме или просто по каким-то еврейским предкам. Если брать в расчет второй показатель, то могу с уверенностью сказать, что в Мордовии живут несколько тысяч представителей с корнями нашей национальности. Одни, может быть, об этом забыли, другие сознательно скрывают. Многие обрусели, так как 99 % евреев живут в смешанных браках. По слухам, подтверждение которым можно найти в Интернете, до революции в городе Ардатове была синагога, значит, там находилась еврейская община! В Саранске в свое время был молельный дом, сейчас этого здания нет. Вообще проживание евреев на территории республики является белым пятном в истории Мордовии, никто этим не занимается. До революции на территории региона было несколько мест с компактным проживанием евреев. Сейчас у нас обитают в основном потомки моих соплеменников, эвакуированных в годы войны с Украины, из Белоруссии и западных областей России. Они не пожелали возвращаться к прежним местам проживания.
«С»: Вы несколько лет прожили в Израиле. Какие воспоминания сохранились от пребывания на Земле обетованной?
— В 2000 году Всевышний вывел меня из Саранска, чтобы я оказался на земле предков. Я уезжал на ПМЖ один. Довелось обитать в разных городах — Тель-Авиве, Иерусалиме, Бней-Браке, Бей-Шемеше… Работал уборщиком, охранником. Последняя должность — воспитатель в пансионе для умственно отсталых детей. Там меня называли «русским», ведь я из смешанной семьи: папа — русский, из Торбеевского района, мама — еврейка. Очень им благодарен за то, что воспитали меня в духе общечеловеческих ценностей и уважения к людям вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Общался на иврите и русском языке, который там многие знают. В Израиле мне было комфортно, но, очевидно, у Всевышнего поменялись планы по поводу меня. В 2004 году вернулся назад по семейным обстоятельствам и стал заниматься созданием еврейских организаций.
«С»: Можете ли вы помочь желающим уехать в Израиль?
— Да. Если человек хочет уехать на ПМЖ, мы подскажем, какие документы необходимо собрать, окажем информационную помощь. По программе «ТАГЛИТ», которую осуществляет Еврейское агентство России, дважды в год набираются группы, которые год за счет государства Израиль совершают туристические ознакомительные поездки в ближневосточную страну. Но многие жители республики не знают о нашей организации и не обращаются к нам с этой целью.
«С»: Есть ли в Мордовии антисемитизм?
— На бытовом уровне он очень развит, как и в других регионах России. Многие жители республики любят во всем винить евреев. Это очень распространенная точка зрения. Некоторые молодые люди в Интернете высказывают антисемитские призывы. Мне все это попадалось несколько раз, хотя специально не отслеживаю. Однажды шел по улице Полежаева и услышал, как в разговоре одна женщина сказала другой: «Абрамович и другие олигархи ограбили народ, все деньги — у евреев!»
«С»: Есть ли в Мордовии представители иудейской веры?
— Не знаю ни одного религиозного еврея в республике. За исключением двух-трех, соблюдающих иудейские обычаи. Бытует мнение, что все евреи Мордовии — подпольные миллионеры. Ответственно заявляю: это не так! Основная их масса — малообеспеченные люди, есть всего лишь несколько бизнесменов, которых можно отнести к среднему классу.
Источник: Столица С