11 декабря 1861 года мнением Государственного совета Российской империи евреям-купцам первой и второй гильдий (позже — только первой) было разрешено постоянное жительство в Киеве, но только в частях Лыбедской и Плоской; в других же частях города им дозволяется временное пребывание лишь с разрешения местного начальства.
В те годы, еврейское население Киева составляло около 260 тыс. человек, т.е. свыше 11% от всего населения губернии.
Придя к власти, Александр II приказал «пересмотреть все существующие о евреях постановления для соглашения с общими видами слияния сего народа с коренными жителями». Были отменены положение о кантонистах и секретная инструкция Николая I, запрещавшая принимать евреев на государственную службу, циркуляры выселении из приграничной полосы. Евреи получили возможность избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (земства, городские думы). Ограничений не предусматривали и судебные уставы, утвержденные в 1864 г.: евреев стали выбирать присяжными заседателями, появились адвокаты-евреи, среди них наибольшей известностью пользовались рабоавшие в Киеве А.С. Гольденвейзер и Л.А. Куперник (правда, оба были вынуждены спустя какое-то время креститься). В 1861 г. евреям разрешили приобретать землю, но после польского восстания 1863–64 гг. это разрешение было аннулировано в девяти западных губерниях, в том числе и в Киевской. Появились и другие ограничения. Так, городское положение 1870 г. предусматривало, что даже в тех городах, где евреи составляли подавляющее большинство населения, их количество в городских думах и управах не должно было превышать одной трети общего состава этих органов; еврей не мог быть городским головой.
Структура занятости евреев Киева в 19 в. не претерпела ощутимых изменений. Около 75% самодеятельного еврейского населения составляли портные, сапожники, скорняки, ювелиры и т. п. и мелкие торговцы лавочники и шинкари, до 20% — неквалифицированные рабочие и не более двух процентов — купцы, входившие в гильдии.
Сельским хозяйством евреи, до 1861 г. не имевшие права приобретать землю, в Киевской губернии почти не занимались, таковые встречались лишь в других губерниях: в в Екатеринославской, Херсонской, Таврической.
Значительную роль в экономике Киева играли еврейские предприниматели, прежде всего сахарозаводчики, владельцы мукомольных производств, табачные фабриканты, торговцы лесом.
В 1859 петербургский банкирский дом Гинцбургов открыл в Киеве Коммерческий банк, а в 1879 году, братья Поляковы основали Промышленный банк.
И хотя город Киев, в отличие от губернии, в черту оседлости не входил, вся история Киева неотделима от истории еврейской общины. Благодаря еврейским меценатам на карте Киева появились Бессарабский рынок, корпуса Киевской Политехники, здание, в котором сейчас располагаются областная больница и ныне действующая синагога на Щекавицкой, молитвенные дома на Нижнем валу, на Ярославской, на Межигорской, первая талмуд-тора на Константиновской и множество других зданий, нынешние владельцы которых даже не подозревают об их первоначальном предназначении.
Объекты, возводившиеся на деньги еврейских меценатов, стали своеобразными памятниками тем, кто навсегда вписал свои имена в историю Города (так, вместо названия Киев, в своих произведениях называл свой родной город автор «Мастер и Маргариты»).
В Киеве родились будущие политические лидеры Израиля, Голда Меир и Эфраим Кацир.В Киеве родились или жили Шолом-Алейхем, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Осип Мандельштам.