|
Маргарита Марьяновская
Маргарита Марьяновская

Стартапер Аарон Либерман может стать первым евреем-губернатором Аризоны

Стартапер Аарон Либерман может стать первым евреем-губернатором Аризоны

Летом 1993 года уроженец Аризоны Аарон Либерман подружился в колледже с тремя другими студентами-евреями, когда все они волонтерствовали в лагере для детей с социальными, образовательными и эмоциональными проблемами на севере штата Нью-Йорк.

Либерман и его друзья Давид Кармель, Ребекка Вайнтрауб и Джордан Меранус увидели, какой значительный эффект оказывает на детей персонифицированное внимание в течение всего лета. Они обсудили возможность переноса этих методов в дошкольное образование, чтобы эффект был более длительным. Вдохновителем Либермана стал учитель, который помог ему самому в детстве преодолеть дефект речи.

Либерман и Вайнтрауб, которые оба учились в Йельском университете, пригласили в качестве куратора проекта профессора Эдварда Зиглера, еврейского психолога, который помог разработать федеральную дошкольную программу Head Start. Зиглер помог заключить соглашение с советом по образованию Нью-Хейвена о запуске пилотной программы.

В 1994 году программа трансформировалась в Jumpstart - некоммерческую организацию, которая объединяет студентов университета с дошкольниками в рамках ряда партнерств, включая Head Start. Исследование, опубликованное в 2018 году в журнале Cogent Education, показало, что «дети в Jumpstart значительно улучшили свои языковые навыки, грамотность, инициативность и социальное развитие». Сейчас Jumpstart работает в 15 штатах и Вашингтоне (округ Колумбия).

50-летний Либерман называет себя «случайным предпринимателем» - после 7 лет на посту  генерального директора Jumpstart, он создал ряд коммерческих предприятий, занимающихся вопросами дошкольного образования. Одно из них, Acelero, на сайте по подбору персонала объявляет свой доход на уровне от 50 до 100 миллионов долларов в год.

Либерман вернулся в Аризону с семьей в 2015 году, а в 2018 году, будучи демократом, выиграл традиционно республиканское место в законодательном собрании штата на платформе работы через проход. Он покинул свой пост в сентябре, менее чем через год после начала второго двухлетнего срока, чтобы баллотироваться на пост губернатора в следующем году.

Либерман осознает, что в случае победы станет первым евреем, занявшим этот пост.

«Многие евреи почувствуют, что есть что-то особенное в избрании губернатора-еврея", - сказал он, - я здесь для того, чтобы быть губернатором для всей Аризоны, независимо от религиозных традиций, но в том, что я могу стать первым, есть что-то особенное и приятное.

Впереди два препятствия: августовские праймериз, которые представляются конкурентными, и итоги голосования в штате, который от выборов к выборам колеблется между республиканцами и демократами. Два других кандидата от демократов, объявивших о начале кампании, имеют известность в масштабах штата - Кэти Хоббс, действующий госсекретарь штата, и Марко Лопес, бывший мэр Ногалеса, имеющий опыт работы в федеральном правительстве и тесные связи с многочисленной латиноамериканской общиной штата. Республиканский кандидат, бывшая ведущая новостей Кари Лейк, уже подверглась нападкам за связи с кампанией дезинформации QAnon и сочувствие нацистам.

AP_21226609889139-2048x1365.jpeg

Кэти Хоббс

Либерман сказал, что отчасти его вдохновила на участие в выборах республиканская кампания по отмене результатов президентских выборов в Аризоне. (Дуг Дьюси, действующий президент, который противостоял давлению Трампа, требующего отмены результатов выборов, завершает свой второй срок).

Но хотя Либерман - ттвердый демократ по целому ряду вопросов, включая право на аборты, он также и амбициозный центрист. Он избегает углубляться в горячие вопросы, которые могут навредить ему в «фиолетовом» штате.

Самое удивительное, что на его сайте ни разу не упоминаются вопросы иммиграции в приграничном штате, который стал центром напряженных политических баталий именно по этому вопросу.

«Нам нужны избранные сенаторы и конгрессмены, а также президент, который сможет объединить людей, исправить нашу сломанную иммиграционную систему и выработать реальные долгосрочные решения», - заявляет Либерман.

«Аризона отчаянно нуждается во всеобъемлющей иммиграционной программе, которая включает в себя визовую поддержку для приглашенных работников. Я не могу сделать это в качестве губернатора. Как губернатор, я хочу иметь безопасную границу. Я хочу знать, кто пересекает ее безопасно и надежно. Но большая часть работы в этом направлении должна быть проделана в Вашингтоне», - заявил предприниматель, ранее усыновивший двух мальчиков из Эфиопии.

Его нежелание вступать в противоречивые дискуссии вновь проявилось в недавнем интервью, когда он говорил о законе, требующем изучения Холокоста в школах Аризоны, который он помогал принимать. Законопроект едва не сорвался из-за того, что республиканцы пытались включить в него определение антисемитизма, данное Международным альянсом памяти Холокоста, согласно которому критика Израиля трактуется как антисемитская. Демократы возражали против этого, поскольку, по их мнению, это определение ущемляет конституционное право голоса. В результате определение исчезло из законопроекта, что вызвало резкую критику от произраильских кругов.

На просьбу прокомментировать определение IHRА, которое потрясло еврейскую и произраильскую политику на национальном уровне, Либерман односложно отрезал: «Нет».

Вместо этого Либерман сделал образование основным направлением своей трехлетней работы в палате представителей штата, выступая за увеличение бюджетных субсидий на уход за детьми для работающих матерей и за финансирование школ. Он хочет обеспечить всеобщее дошкольное образование и стипендии в муниципальных колледжах для студентов со средним баллом B.

Это основной акцент его предвыборной кампании, и он говорит, что берет его с собой, куда бы он ни пошел, в том числе к коренным американцам штата, голоса которых в прошлом году поставили Аризону на сторону Байдена.

«Я был первым кандидатом, который поехал в резервацию Навахо, где племена избрали Джо Байдена», - сказал он, - у этих избирателей есть свои заботы, как и у всех остальных избирателей: я хочу хорошую школу для своего ребенка, я хочу иметь возможность зарабатывать достаточно денег, чтобы содержать свою семью. Сейчас наши учителя получают 49-ю по уровню зарплату в стране. Я хочу поднять его до 25-го».

Также в интервью предприниматель и политик отмечал, что ответственность государственной службы приблизила его к иудаизму: «Как только меня избрали, по какой-то причине я просто почувствовал на себе этот груз, и я стал регулярно посещать синагогу по пятницам, отчасти потому, что пятничная молитва - прекрасный способ закончить неделю и начать выходные».

Похожие статьи