Еврейская община Аризоны в судебном порядке пытается юридически заблокировать использование газовой камеры для приведение в исполнение смертных приговоров.
В иске Совета по связям с еврейской общиной Большого Феникса практика смертной казни путем отравления приговоренного удушающим газом называется «варварством, жестокостью и и болезненным напоминанием о Холокосте для переживших его жителей штата».
В иске отмечается, что избиратели Аризоны отказались от использования для исполнения высшей меры наказани смертоносного газа, заменив его смертельными инъекциями, еще в 1992 году. Такое решение было принято после казни приговоренного Дона Хардинга, который умирал 11 минут.
Но эта конституционная поправка от 15 ноября 1992 года, одобренная с перевесом голосов более чем три к одному, сохранила за теми, кто на тот момент уже был приговорен к смерти, право выбирать любой вариант. И сейчас в камерах смертников исполнения приговоров ждут 17 человек, которые, по их выбору, могут быть казнены в газовой камере.
Среди них Фрэнк Этвуд, осужденный за убийство в 1984 году 8-летней девочки из Тусона Вики Линн Хоскинсон, и Кларенс Диксон, убивший студента Аризонского государственного университета в 1978 году.
Камера для смертельных инъекций в Оклахоме
Адвокаты истцов отмечают, что они не просят судью Верховного суда округа Марикопа Джона Ханну вынести решение о законности смертной казни как таковой. Но именно эта практика исполнения приговора, по мнению еврейской общины, должна быть запрещена.
Дело, согласно иску, начинается с утверждения о том, что использование смертоносного газа нарушает конституционное положение штата, запрещающее жестокие и необычные наказания.
Также упоминается аспект дороговизны – согласно иску, на казнь через умерщвление удушающим газом на основе азота или синильной кислоты (как и применявшийся нацистами в концлагерях для убийства миллионов евреев «Циклон Б»), уходит значительно больше денег налогоплательщиков (в том числе и переживших Холокост), чем на казнь посредством смертельной инъекции.
В частности, в иске цитируются документы о закупках, согласно которым Агентство по исполнению наказаний в декабре 2020 года приобрело цианистый калий на 1529 долларов, а еще через несколько дней - гидроксид натрия и серную кислоту стоимостью 687 долларов. Именно из этих компонентов создается смертельный газ для камер. Кроме того, в иске отмечается, что государство тратит деньги на испытания и текущий ремонт газовой камеры.
В исковое заявление также включены показания присутствовавших на казнях, в том числе и на двух последних в Аризоне.
«Умирающие задыхаются в сильных конвульсиях, мучительно кричат и бьются в агонии, а один казненный испытывал настолькосильные муки, что бился головой о металлический столб», — говорится в иске.
При этом, процесс смертной казни в газовой камере приговоренных к высшей мере в Аризоне «особенно мучителен» для евреев Аризоны, 80 человек из которых пережили Холокост, заявляют адвокаты истцов.
Допустить казни в газовых камерах означает «фактически заставить их субсидировать и заново пережить ту же форму жестокости, которая использовалась нацистами в зверствах Второй мировой войны. Многие выжившие в ужасе от того, что платят налоги за использование того же механизма убийства, которым годы Холокоста уничтожали их близких».
Ранее, в июне 2021 года, против планов властей Аризоны возобновить исполнение смертных приговоров в газовых камерах выступил Американский еврейский комитет.
В заявлении АЕК тогда говорилось, что «хотя смертная казнь остается юридически приемлемой и нужно быть готовым принять некоторый уровень жестокости в этом процессе», все же есть что-то «в корне неправильное» в том, что государство готово казнить заключенного, используя «способ казни, который неразрывно и навсегда связан с беспримерными злодеяниями в истории человечества».
Аризона является одним из семи штатов, в которых до сих пор разрешено использование смертоносного газа. И в трех из них этот метод разрешен только в том случае, если суд запретит использование смертельной инъекции.