|
Сергей Константинов

Командир «Малютки» грозной: подводник Израиль Фисанович

Командир «Малютки» грозной: подводник Израиль Фисанович

80 лет назад в апреле 1942-го героическому сыну еврейского народа, защищавшему от фашистов нашу Родину, за беззаветную храбрость и мужество при выполнении боевых заданий было присвоено звание Героя Советского Союза.

Речь о капитане подводной лодки серии «Малютка» Израиле Фисановиче.

Он родился в Елизаветграде (впоследствии Кировоград, а ныне – Кропивницкий) 27 октября 1914 года. Начало жизни у Изи прошло без отца. Аккурат в 1914-м Илью Львовича призвали в армию воевать германца. Он отслужил 4 года в конной артиллерии и вернулся домой, хлебнув передряг двух революций и невзгод Гражданской войны.

Семья переехала в Харьков. Здесь будущий герой закончил семилетку и поступил в ФЗУ - фабрично-заводское училище. Но не сборочный цех, откуда выезжают трактора, стал его судьбой. По путевке комсомола Изя Фисанович отправился постигать науку навигации в Военно-морское училище имени Фрунзе.

Четыре года пролетели незаметно. Израиль Ильич не схлопотал ни одного замечания, зато в его формуляре значились 14 поощрений от командования за отличную учебу - ни одной четверки! По окончании училища вместе с погонами ему вручили именные серебряные часы от наркома обороны Климента Ворошилова. В 22 года он стал штурманом подлодки М-77 на Балтфлоте.

Уже в 1938 году он - флагманский штурман бригады подводных лодок Северного флота. Потом - курсы командиров подплава, после которых непременная должность капитана новейшей субмарины. Но грянула война...

Гитлеровские подводники давно считали себя хозяевами в северных водах.

Эта иллюзия обуревала их до 21 августа 1941 года.

В тот день судно водоизмещением более 4000 тонн стояло на разгрузке в порту Лиинахамари. Нацисты планировали обеспечить наступление в Заполярье.

Вдруг - мощнейший взрыв, пламя! Немецкий транспорт с грузом идёт ко дну! Как тараканы с печки летят с него в воду, стараясь спастись, морячки из кригсмарине.

Тут же начинается охота на незримого противника. Бух! Бууух! Сыплются за борт глубинные бомбы. Тщетно!  Кто это был? Что это было?

Капитан-лейтенант Израиль Фисанович на подлодке «Малютка» (тип М-172, малый размер, вооружение никакое – две торпеды и «сорокопятка»), годившейся разве что порт оборонять да новичков учить, со своим экипажем незаметно пробрался в особо охраняемую гавань и дал один-единственный залп. Благодаря мастерству командира и слаженности команды лодка не только потопила грузовоз нацистов, но и ушла невредимой из узкого фьорда. Это был первый подобный случай в истории войны!

f4.jpeg

А ведь «Малютку» искали и пытались разбомбить несколько часов подряд - уж очень заело фрицев!

Первая в истории отечественного флота атака исключительно по данным акустики тоже на счету Фисановича. Немецкий танкер «Форбах» не довёз из Норвегии долгожданное гитлеровцами горючее. И туман ему не помог. У Израиля Ильича отменный «слухач» в экипаже. Быстрый расчет по его данным.

- Аппараты, товсь! Залп!

И серые воды Норвегии покрылись масляной плёнкой (война, тут не до экологии)!

Не все и всегда складывалось удачно. В мае того же года субмарина Фисановича охраняла конвой союзников, который следовал в Архангельск с грузом по ленд-лизу.

Фашисты охотились на такие конвои и с воздуха, и с воды. Возить грузы для СССР было крайне опасно. Достаточно вспомнить печальную судьбу каравана PQ17!

В тот раз боевому охранению удалось отбить транспорт, но началась охота на корабли сопровождения. Полдня М-172 под командой Израиля Ильича уходила от смерти.

Немцы сбросили множество бомб. Контузии, ранения, нехватка кислорода...

- Вокруг лодки – вода, как кипяток, от взрывов. Выскальзываем из-под киля вражеских кораблей. 324 мощных удара. 208 из них принесли повреждения. Лодка на ходу зализывает самые болезненные раны… На этот раз победить было легче, чем вернуться, - писал капитан в отчёте.

Но экипаж всё выдержал, все преодолел и без потерь пришел в родную гавань.

За два года его лодка Израиля Фисановича совершила 17 походов и утопила два крупных военных корабля, 10 транспортных судов и один танкер противника. «Малютка» забирала и высаживала на вражеский берег группы диверсантов, для чего требовалось находиться большую часть операции в надводном положении при огромном риске обнаружения!

Субмарина стала одним из четырех Гвардейских Краснознаменных судов за всю историю советского военно-морского флота.

Экипаж Фисановича первым провел 66 дней в Боевом походе, прослыв грозой фашистских линкоров в Северном море, об Израиле Ильиче Каверин писал в «Двух капитанах» – «известный подводник Ф.». Открытки с его портретом печатали на всю страну. Рузвельт наградил Фисановича Морским крестом – высшей американской наградой моряку за отвагу. Израиль Ильич дружил с Константином Симоновым, Ильёй Эренбургом, и сам писал стихи, книги.

Несмотря на поощрения, награды и славу капитан-лейтенант Фисанович нисколько не возгордился. Сослуживцы вспоминали, что он был лёгок и прост в общении.

- Ему был доступен любой круг людей - от высших офицеров до матросов! Везде он считался своим.

- Он был романтиком Северных морей! Успевал всё: воевать, учиться, читать!

- А «Строевую подводную» знаете? Автор слов-то - Изя Фисанович!

2.jpg

Такой человек должен был вернуться с войны - с наградами, при высоком звании, должен был воспитывать любимого сына, учить молодёжь, передавая ей свой бесценный опыт... Вышло иначе.

В 1944 году Герой Советского Союза и уже капитан 2-го ранга Израиль Фисанович вместе с тремя другими командирами-подводниками Северного флота прибыл в Англию получать подводные лодки, переданные Советскому Союзу. Среди них - новейшая субмарина Британии типа S81 «Sunfish» («Камбала»), получившая после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс «В-1». Управление новинкой освоили за пару месяцев.

Английское адмиралтейство составило маршрут перехода и гарантировало безопасность до зоны ответственности советского Северного флота в Баренцевом море. Перед отходом Израиль Ильич отправил семье последнее письмо, а в нем - единственное четверостишие из своей песни: «Любимые, встречайте нас цветами. И хоть вы нам на свете всех милей, нет почвы тверже под ногами, чем палубы подводных кораблей».

25 июля 1944 года подводная лодка В-1 покинула шотландский порт Лервик, но до Полярного не дошла... Долгое время причины ее гибели оставались невыясненными. Только в послевоенные годы удалось установить, что 27 июля в 9 часов 39 минут по Гринвичу, в 230 милях к северу от Шотландских островов, лодку, шедшую в надводном положении, атаковал и потопил самолёт британской береговой охраны, «по ошибке»...

У героя и его экипажа нет могилы. Лишь точка в море: 64°34’ северной широты и 1°16’ западной долготы.

Израиль Фисанович навечно зачислен в одну из воинских частей Северного флота. Ему посвящены экспозиции в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге и в Музее Северного флота. Его именем были названы улицы в Полярном, в Харькове, и в его родном городе.

f3.png

В музее Северного флота хранится треснувшая от близкого разрыва электрическая лампочка. Под ней надпись: «Подлодка М-172. 16 мая 1942 года. 324 глуб. бомбы, артобстрел, 4 авиабомбы». Подводники считают эти данные мировым рекордом жизнестойкости.

В боях с фашистами приняли героическую смерть родной брат Израиля Ильича, командир минометной роты капитан Натан Фисанович и его дядя по материнской линии, капитан Наум Израилевич Шехтер.

P.S.

На запросы военных и дипломатических служб англичане долгое время отвечали уклончиво, но в 1950—1960-х гг. в Британии и в США были опубликованы монографии, в которых подтверждался факт потопления советской подводной лодки «союзным» бомбардировщиком. В морской историографии сложилось мнение, что Британское адмиралтейство попросту решило не передавать СССР эту субмарину.

 

Похожие статьи