|
Мария Якубович
Мария Якубович

Как еврейский торговец шесть индейских языков изучил

Как еврейский торговец шесть индейских языков изучил

Джулиус Мейер, которого судьба забросила в Небраску, говорил на шести индейских языках.

В 1864 году 13-летний Юлиус Мейер покинул родной город Бромберг в Пруссии, сел на корабль и отправился в Североамериканские Соединенные Штаты, где как раз шла Война Севера и Юга. Юлиус ехал к своим старшим братьям: Максу, Адольфу и Морицу, торговцам в Нью-Йорке, пишет автор издания Aish.com Иветт Альт Миллер.

После окончания войны братья увидели новые возможности на Западе. Макс в 1866 году переехал первым, поселившись в Омахе, на территории Небраски, и основал компанию по производству сигар. Омаха бурно развивалась. С 1860 по 1870 ее население выросло с двух тысяч до 16. Вскоре к Максу присоединились Юлиус, ставший Джулиусом, Адольф и Мориц. Сигарный бизнес переименовали в Max Meyer & Brothers Co. и расширили его до продажи ювелирных изделий и музыкальных инструментов.

The-Jewish-Trader-called_htm_8e362f91c81e901d.jpg
Джулиус Мейер перед своим магазином на Фарнам-стрит, 163, Омаха, Небраска, около 1875 года. // Коллекция Дж. Мейера

По мере того, как семейный бизнес расширялся, сам Джулиус занял новую коммерческую нишу, отправившись далеко в индейские земли для обмена сигар Макса на традиционные украшения, одежду и предметы обихода, и открыл магазин под названием «Индейский вигвам» для продажи того, что он назвал «индейскими, китайскими и японскими диковинками». Это был популярный магазин, и Джулиус проводил много времени, торгуя с индейцами разных племен вдали от дома. Эти путешествия едва не стоили ему жизни. Путешествуя по незнакомой местности, Джулиус оказался среди враждебно настроенных индейцев. Они захватили его поклажу и уже собирались снять с бедолаги скальп, когда на месте происшествия появился вождь Стоящий Медведь, лидер племени понка. Воины понка сразились с обидчиками Джулиуса, спасли его и прогнали враждебное племя. А у Джулиуса на всю жизнь остался шрам на лбу от неудавшегося скальпирования.

Он подружился со Стоящим Медведем. Племянница Джулиуса, Лена Рефельд, позже вспоминала: «Дядя Джулиус никогда не забывал этот долг, и Стоящий Медведь никогда не нуждался ни в чем до самой смерти».

The-Jewish-Trader-called_htm_b341dc866ca57b5.jpg
Джулиус Мейер, Пятнистый Хвост, Железный Бык и Убийца Пауни, около 1875 г. //Коллекция Дж. Мейера

Джулиус очень сблизился с Понка, а также с племенами Оглала Сиу, Оглала Лакота, Пауни и другими. Со временем он освоил как минимум шесть индейских языков: омаха, понка, брюле сиу, виннебаго, пауни и огаллала. Он даже стал почетным членом народа Пауни и получил имя Бокс-ка-ре-ша Хашта-ка, что означает: «кудрявый белый человек, говорящий одним языком». Он невероятно гордился этим с трудом заработанным именем и широко его использовал.

То, что в глазах индейцев Джулиус говорил только «одним языком», отражало его честность и надежность, в то время, когда честно вели дела с индейцами лишь немногие торговцы. Друг Джулиуса, полковник Т. В. Маккалоу, редактор Omaha Bee News («Пчелиные новости Омахи»), позже вспоминал, что «индейцы безоговорочно доверяли Джулиусу Мейеру. Он всегда разговаривал с ними “одним языком”. Он всегда говорил им правду».

The-Jewish-Trader-called_htm_65ed0878998cb2fb.jpg
Групповой портрет: Сидящий Бык, Стремительный Медведь, Пятнистый Хвост, Джулиус Мейер и Красное Облако, 1875 г. // Коллекция Дж. Мейера

Даже оказавшись в городе, где почти не было соблюдающих евреев, Джулиус тщательно следил за соблюдением кашрута, хотя кошерное мясо невозможно было найти. Но он все же придумал способ. Все знали, что в гостях он ест только яйца вкрутую, а не мясо. Для индейцев обычным стало варить много яиц всякий раз, когда они приглашали Джулиуса в гости.

Во второй половине 19 в. фотография стала новым популярным искусством, и Джулиус, вместе с некоторыми из его индейских друзей, сделали несколько культовых фотографий. Джулиус понял, что эти фотографии могут стать отличной рекламой для его бизнеса и придать его магазину особую ауру. Он начал заказывать еще больше фотографий с выдающимися вождями. На одной из самых известных фотографий вместе с ним позируют четыре вождя: Красное Облако, Сидящий Бык, Стремительный Медведь и Пятнистый Хвост. (Ходили слухи, что Джулиус заплатил каждому из вождей огромную сумму в 200 долларов плюс два пони за привилегию появиться на фотографии с ними.)

The-Jewish-Trader-called_htm_4fb197b5e8c5378a.jpg
Джулиус Мейер и Стоящий Медведь. // Коллекция Дж. Мейера

Любовь Джулиуса к индейской культуре вышла далеко за рамки бизнеса. Он общался с генералом Джорджем Круком, который участвовал в войнах с индейцами и оказался настойчивым, как овод, призывая правительство США сдержать обещания, данные покоренным индейским племенам. Генерал Крук возвысил голос в защиту прав индейцев, и ему помогла работа Джулиуса Мейера в качестве переводчика и проводника.

В 1889 году правительство Франции договорилось с Джулиусом, что тот привезет индейцев на Всемирную выставку в Париже. Джулиус отправился в долгое путешествие по океану с несколькими своими индейскими друзьями, включая Стоящего Медведя. Они пробыли в Париже почти год, рассказывая посетителям со всего мира об индейской культуре.

Вернувшись домой в Омаху, Джулиус вел яркую жизнь. Когда в Омаху приезжали знаменитые художники, оперные певцы и другие примечательные личности, они обнаруживали, что Джулиус, устраивавший роскошные вечеринки, самый гостеприимный местный обыватель.

Как еврей, он все же считался в Омахе «слегка аутсайдером». Он помог основать внеконфессиональный Standard Club, который евреи могли свободно посещать. Джулиус и его брат Макс помогли основать еврейское похоронное общество и еврейское кладбище в Омахе. Они стали двумя основателями первой синагоги Небраски, Temple Israel в Омахе. Поскольку погромы терроризировали еврейские общины по всей России, Джулиус также создал благотворительное общество для помощи русским евреям.

Скончался еврей-полиглот при довольно странных обстоятельствах. Весенним утром 1909 года он вышел из своей квартиры и направился в магазин своего брата Макса. Братья немного поболтали, Джулиус закурил сигару и сказал Максу: «Ну, думаю, пройдусь немного по улице и подышу свежим воздухом».

The-Jewish-Trader-called_htm_f7e25b2626723ce8.jpg
Джулиус Мейер переводит речь индейцев. Коллекция Дж. Мейера

Полтора часа спустя прохожий нашел тело Джулиуса, застреленного в Хэнском-парке, в двух милях оттуда. В его левую руку вложили пистолет. Местные власти пришли к выводу, что он покончил с собой, хотя некоторые историки отмечают, что на фотографиях Джулиус держал трубку в правой руке и обычно носил кобуру с правой стороны, а не с левой.

Джулиус Мейер никогда не был женат, но его оплакивали по всей Небраске как энергичного покровителя искусств и одного из столпов местного еврейского сообщества.

Теги

Похожие статьи