STMEGI.COM представляет своим читателям интервью Baku Tribune с бывшим адвокатом Дональда Трампа, профессором школы права Гарвардского университета Аланом Дершовицем.
- Как вы оцениваете уровень антисемитизма в современном мире? Как изменилась ненависть к евреям в мире?
- Это зависит от того, какие временные рамки вы используете. Антисемитизм был с нами с тех пор, как евреи были в Египте, когда евреи были в Персии. Об этом написано в свитке Мегилат Эстер. Об антисемитизме упоминается в книге Шмот. Это всегда было, когда после Холокоста появлялся мораторий, антисемитизм снижался и прекращался, скажем, между 1945 и, может быть, 2000 годом. Но теперь он снова усилился. И что интересно, сегодня это исходит в основном от двух групп, не от традиционной группы, а от традиционной группы, которая противостояла евреям. Сегодня антисемитизм исходит из двух источников: от крайне левых, прогрессивных, и разбуженных крайне левых - антисионистских и мусульманских групп. Не все мусульмане. Многие мусульмане прекрасно ладят с евреями во многих странах региона, где вы живете мусульманами, и евреи прекрасно ладят. Но в США не так много, и, очевидно, на Ближнем Востоке не так много. Итак, я думаю, что мы наблюдаем не новый антисемитизм, а новый тип антисемитизма, а отражение традиционного антисемитизма, который был с нами на протяжении многих тысяч лет.
- Какова ситуация по этому вопросу в США? Удовлетворены ли вы результатами борьбы с проявлениями антисемитизма при нынешней администрации Байдена?
- Нет. Вы знаете, что еврей никогда не бывает удовлетворен своим положением. Мы всегда хотим большего. Мы всегда хотим бороться за прогресс, за свободу. На мой взгляд самая большая опасность остается в университетских городках. Почему университетские городки? Потому что это будущее. Мои студенты, которых я обучал, стали судьями Верховного суда, президентами Соединенных Штатов, членами Конгресса, редакторами New York Times, и так вопиющий антисемитизм, который мы наблюдаем сегодня во многих университетских городках. Так это не только в США. Мы видим это в Оксфордском университете. Мы видим это в Кембриджском университете. Мы видим это в Сорбонне. Больше всего антисемитизма в Голландии, мы не видим этого в Италии, что достаточно интересно. Не так сильно в южной Европе, как в северной Европе и массово в Соединенных Штатах, мы начинаем немного замечать это в Австралии, и поэтому оно распространяется по всему миру и начинается с университетов. А университеты — это наше будущее, и это так опасно.
- Какие меры следует предпринять, чтобы предотвратить проблему антисемитизма? Каковы текущие решения для этого?
- Что ж, первое решение состоит в том, чтобы сделать лучшее дело для Израиля, в лучшем случае для евреев. Я написал много книг на эту тему. Я написал книгу, случай для Израиля. Я написал книгу, дело за мир, дело против врагов Израиля. «Хуцба» пытается представить публичный аргумент против антисемитизма. Это важно, но, во-вторых, евреи объединились политически, а евреи голосуют за республиканцев. Они голосуют за демократов. Кто-то слева, кто-то справа. Мы должны объединиться вокруг проблемы антисемитизма. И каждый еврей должен бороться с антисионизмом и антисемитизмом. И мы не должны позволять антисионизму становиться прикрытием для антисемитизма, чем он и стал.
- Как вы знаете, в Азербайджане проживает крупная еврейская община, прежде всего община горских евреев. Первый единственный в мире Музей горских евреев был построен в Азербайджане. Музей построен в поселке Красная Слобода. Это без преувеличения уникальное место – единственный на планете населенный пункт, за исключением Израиля, где компактно проживают евреи, составляющие здесь большинство населения. Что вам известно об еврейской общине в Азербайджане? Насколько важно создание подобного рода музеев в странах, где исторически проживали и проживают на данный момент горские евреи?
- Я думаю, что это очень важно. Я даже хочу внести пожертвования на развитие этого музея так как я считаю очень важным его функционирование. Впервые я услышал об Азербайджане от своей подруги. Ее семья спасалась от Холокоста и бежала из Польши. В этот момент она только родилась. Ее семья добралась до Азербайджана. Азербайджанская еврейская община приветствовала ее и ее семью, и она жила там, и я знал, что там есть люди, пережившие Холокост, и это отличное сочетание, потому что они поддерживают евреев и евреев-ашкеназов. Есть евреи из разных мест, и, конечно, евреи Азербайджана жили там много веков. Итак, это замечательная еврейская община. Я знаю, что у вас там есть ХАБАД, и я очень активен в этой организации. Я был активен в ХАБАДе с 1952 года. 70 лет назад я встретил Любавичского ребе и работал с ним, когда еще существовал Советский Союз и Азербайджан был его частью. Я работал над освобождением советских евреев вместе с ХАБАДом до сих пор продолжаю делать это. Я хотел бы побывать когда-нибудь в Азербайджане, и помолиться в азербайджанской синагоге.
- После Второй карабахской войны азербайджано-израильские отношения стали прочнее, обе стороны заинтересованы в углублении двусторонних отношений. Каким вам видится сегодня отношения Азербайджана и Израиля? И что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для расширения двустороннего сотрудничества?
- Хорошо известен большой вклад Израиля в развитие технологической, научной, экономической и военной мысли. Поэтому многие христианские и мусульманские страны хотят дружить с Израилем. Ходят разговоры, что Пакистан может установить более тесные отношения с Израилем. Марокко дружит с Израилем, не говоря уже о Египте и Иордании. Думаю, что в процессе расширения связей Израиля особое внимание следует уделить странам, в которых проживает еврейская община, таким как Азербайджан. И для еврейских общин очень важно, чтобы между Израилем и их страной были хорошие отношения.
- Я участник 25-го Молодежного форума в Азербайджанской Республике, представлял общину горских евреев. Я имел честь спросить у Президента Азербайджанской Республики, как азербайджанский народ должен сохранять толерантность. Господин Президент отметил, что азербайджанский народ обладает силой, и наша сила заключается в многообразии этнических культур и множестве, которое следует за нашим единством. Мой вопрос: как США относятся к сохранению толерантности?
- Ну, недостаточно хорошо. Мы думаем о разнообразии только в контексте цвета кожи. Еврейский народ — один из самых разнообразных народов мира. По мнению многих, все евреи родом из Варшавы, Кракова или Киева. Но это не так. Евреи приезжают со всего мира, из Китая, из Австралии, из Азербайджана, из других областей. Израиль по этой причине является одной из самых разнообразных стран в мире. Помимо 20% мусульманского населения и пары процентов христианского населения, его еврейское население невероятно разнообразно в своих достижениях, разнообразно в своих взглядах, разнообразно в своих точках зрения. Мы один народ, когда речь идет об одних вопросах, но мы разные люди, когда речь идет о других вопросах, вопросах соблюдения. Когда вы идете в синагогу по всему миру, все говорят «Шма Исраэль», все говорят «Шма Исраэль», но не все говорят все остальное в том же точном порядке. Итак, мы должны сохранять единство и разнообразие одновременно.
Это непросто. Вы знаете, символ Америки — это группа сорняков, сложенных вместе, и на ней написано: «E Pluribus Unum», что в переводе с латыни означает: «из одного получается много или из многих». Есть один, и он должен быть символом еврейской общины. Мы должны сохранить наше разнообразие, нашу любовь к горским евреям, городским евреям, к евреям со всего мира, и в то же время мы должны помнить, что мы один народ в душе, и мы все должны решительно поддерживать Израиль. Поддерживайте еврейские общины во всем мире. Это то, что ХАБАД делает так хорошо. Он не осуждает евреев. Прошлой ночью я был в новом Бейт-Хабаде на Мартас-Винъярд. У нас были люди с кипах. У нас там были люди без кипы. У нас были люди, которые носили цицит. У нас были люди, которые не носят. Неважно, еврей ли ты. ХАБАД любит тебя, если ты еврей. Я люблю тебя, и буду поддерживать тебя, и буду защищать тебя. И еще раз поздравляю горских евреев с сохранением единства и многообразия в еврейской общине, чем они по праву гордятся.
Интервью подготовил Ролан Юсуфов.