Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер заявил, что мир на Ближнем Востоке возможен только при полном отсутствии у Ирана ядерного оружия.
В интервью изданию Spectator 99-летний отставной политик подверг резкой критике соглашение по Ирану 2015 года, заключенное администрацией Барака Обамы, назвав его «неадекватным» и добавив, что возвращаться к нему опасно, сообщает Jewish Chronicle.
Он также обсудил опасность автономного оружия, которое разрабатывается по всему миру, заявив, что необходимо проводить дискуссии между странами, чтобы предотвратить «катастрофу».
В беседе с историком и журналистом Эндрю Робертсом для издания Spectator Генри Киссинджер затронул широкий круг тем, в частности, продолжающиеся переговоры между Соединенными Штатами и Ираном о возвращении к Совместному всеобъемлющему плану действий 2015 года после того, как президент Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из соглашения в 2018 году, фактически развалив сделку.
Киссинджер сказал, что он «крайне сомневался» в соглашении, когда оно было подписано: «Я думал, что обещания Ирана будет очень трудно проверить, и что переговоры действительно создали модель, в которой наращивание ядерного потенциала, возможно, немного замедлилось, но стало еще более неотвратимым».
Он опасался, что эта «неизбежность» создания Ираном ядерного оружия может сделать ситуацию более «взрывоопасной» из-за возможной реакции Египта, Саудовской Аравии и особенно Израиля: «Ущербность ведущихся сейчас ядерных переговоров заключается в том, что очень опасно возвращаться к соглашению, которое изначально было неадекватным, и изменять его в направлении, которое делает его более приемлемым для противника. Так что все опасения, которые у меня были по поводу первоначального соглашения, сохранились и сейчас. Я еще не видел условий, но альтернативы ликвидации иранских ядерных сил действительно нет. Невозможно добиться мира на Ближнем Востоке с ядерным Ираном, потому что прежде чем это произойдет, существует высокая опасность упреждающего удара со стороны Израиля, потому что Израиль не может ждать сдерживающих факторов. Он может позволить себе только один удар по себе. Это неотъемлемая проблема кризиса».
Израильское правительство выступало категорически против сделки 2015 года на протяжении всего переговорного процесса и в момент его подписания, а премьер-министр Биньямин Нетаньяху тогда заявил: «Иран получит джек-пот, денежную бонанзу в сотни миллиардов долларов, что позволит ему продолжать свою агрессию и террор в регионе и во всем мире. Совершена ошибка исторического масштаба».
Последний раунд непрямых переговоров между США и Ираном о возвращении к соглашению завершился на минувшей неделе без каких-либо прорывов, при этом Госдепартамент США заявил, что Иран «поднял вопросы, совершенно не связанные с соглашением-2015, и, очевидно, не готов принять фундаментальное решение о том, хочет он возродить соглашение или похоронить его».
В интервью Киссинджер также выразил опасения по поводу распространения автономного оружия по всему миру: «Сочетание разрушительности и автономности этого оружия, способного самостоятельно выбирать цель, вызывает необходимость ограничить сферу его применения. Но в данный момент этого не происходит, между высокотехнологичными странами нет никаких дискуссий. Вопрос только в том, произойдет ли это после какой-либо катастрофы или до нее?