|
Мария Якубович
Мария Якубович

Невероятные взлеты и падения иерусалимского «Бейтара»

Невероятные взлеты и падения иерусалимского «Бейтара»
Фанаты «Бейтар Иерусалим» держат баннер: «Бейтар навсегда чист» во время матча 26 января 2013 года. Фото: Flash90

Судьба вызывающей споры израильской футбольной команды спустя более 85 лет после ее основания снова висит на волоске. За последние 20 лет футбольный клуб «Бейтар» (Иерусалим) стремилась взять под контроль поразительно разношерстная группа людей, но никто не вышел из этой борьбы «чистеньким».

Команда, основанная в 1936 году — самый популярный футбольный клуб в Израиле и самый противоречивый: он попадает в заголовки чаще из-за расизма и насилия со стороны части своих фанатов, чем из-за достижений своих игроков. Это единственный клуб израильской премьер-лиги, который никогда не подписывал ни одного арабского игрока, а его самый громкий и экстремистский фан-клуб La Familia часто скандирует «Смерть арабам» с восточной трибуны стадиона «Тедди» в Иерусалиме. В мае министр обороны Бени Ганц предложил объявить La Familia террористической группировкой.

Клуб также неразрывно связан не только с муниципальной, но и с национальной политикой. Первоначально он поддерживал ревизионистское движение Зеэва Жаботинского и имеет долгую историю связей с партией «Ликуд». Его самыми горячими поклонниками были бывший президент Реувен Ривлин, бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт и министр финансов Авигдор Либерман. Стремящиеся снискать дополнительную популярность политики регулярно показывались на трибунах, в том числе бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху, бывший министр Мири Регев, ультраправый депутат Кнессета Итамар Бен-Гвир. Многие политики из «Ликуда» и их избирательные кампании были связаны с командой.

F211214FFFF86.jpg

Моше Хогег после допроса полицией в офисе «Лахав 433» в Лоде, 14 декабря 2021 г. (Flash90)

«На протяжении многих лет этот клуб был, по сути, политическим инструментом для правых, — говорит Майя Зинштейн, режиссер и продюсер Forever Pure, документального фильма 2016 года о расизме фанатов «Бейтара», получившего международную премию «Эмми». — Но в более поздние времена, когда La Familia стала самым громким голосом в “Бейтаре”, это оттолкнуло многих политиков, которые причисляли себя к “Ликуду” и “выросли” в “Бейтаре”».

Не так обстоит дело с Бен-Гвиром, который в прошлом месяце опубликовал в Instagram свою фотографию со стадиона с сообщением: «Бейтар — моя большая любовь. Мы не можем позволить им выключить нас».

В 2005 году Аркадий Гайдамак, родившийся в России израильско-французский миллиардер, купил команду у группы болельщиков и бизнесменов, взявших на себя управление после того, как клуб обанкротился в 2001 году. С помощью команды Гайдамак попытался стать мэром Иерусалима, но на выборах 2008 года получил всего 3,5% голосов, заняв третье место.

F080926KAP03-640x400.jpg

Аркадий Гайдамак на тренировочном поле «Бейтар Иерусалим», 26 сентября 2008 г. (Anna Kaplan/ Flash90) 
Затем Гайдамак решил повезти команду в гости в Чечню, так как имел там деловые интересы, а спустя несколько недель объявил, что команда впервые подписала контракт с двумя молодыми игроками из Чечни (мусульманами, естественно). Многие болельщики пришли в ярости, выкрикивали расистские лозунги и демонстративно уходили со стадиона. На одном из матчей они развернули баннер с надписью Beytar forever pure («Навсегда чист»), что дало название документальному фильму Зинштейн о сезоне «Бейтара» 2012–2013 годов.

Экстремисты даже подожгли административные помещения команды, уничтожив множество исторических памятных вещей. Темная глава в истории «Бейтара», завершившаяся после того, когда два игрока прямо с последней игры сезона отправились в аэропорт, сделала команду печально известной своей нетерпимостью на международном уровне.

F220124FFF0031.jpg

Фанаты «Бейтар Иерусалим» раскрывают баннер во время матча на стадионе Тедди в Иерусалиме 24 января 2022 года: «Я живу для тебя и умру за тебя» (Flash90)

В «Forever Pure» олигарх сказал Зинштейн, что подписал чеченцев исключительно для того, чтобы показать истинный характер болельщиков команды: «Не потому, что чеченцы хорошие футболисты. Я понятия не имею, хороши ли они. Я сделал это, чтобы показать израильское общество таким, какое оно есть на самом деле, раскрыть его истинное лицо».

Этот период оставил неизгладимое пятно на клубе. В течение того сезона от команды отказались многие спонсоры, а потенциальные покупатели дистанцировались от ядовитого расизма фанатов.

Из-за разочарования от проигрыша в выборах мэра и в связи с влиянием La Familia олигарх решил прекратить финансирование команды. Следующие несколько лет он безуспешно пытался продать «Бейтар», игнорируя клубные проблемы и занимаясь своими собственными. В 2009 году он был осужден французским правосудием как один из фигурантов международного скандала, связанного с незаконной продажей оружия в Анголу в 1990-е годы («Анголагейт»).

F091022KG07-640x400.jpg

Гума Агиар в Иерусалиме в 2009 г. (Kobi Gideon/Flash90)  

Родившийся в Бразилии и выросший в США в христианской вере Гума Агиар открыл для себя еврейские корни своей матери и стал стремиться погрузиться в еврейские и израильские дела. В 26 лет он разработал огромное месторождение природного газа в Техасе и за одну ночь стал мультимиллионером.

В 2009 году он вложил четыре миллиона долларов в «Бейтар». Фанаты, разочарованные Гайдамаком, провозгласили его чуть ли не мессией. Но через несколько месяцев странное поведение Агиара попало в заголовки газет. Он рассказал репортерам, как успешно вошел в Газу и встретился с пленным солдатом ЦАХАЛа Гиладом Шалитом, что оказалось фейком. Вскоре после этого семья поместила Агиара в лечебницу в Тель-Авиве. Два года спустя он пропал без вести на борту своей яхты Zion у побережья Флориды и в 2015 году был официально объявлен мертвым, что положило конец одной из самых трагических глав в истории «Бейтара».

Studio_Project-1-640x400.jpg

Шауль Адар и его книга «На границе» 

Летом 2013 года Гайдамак наконец продал команду бизнесмену Эли Табибу, в прошлом владевшему футбольными клубами «Хапоэль» (Кфар-Саба) и «Хапоэль» (Тель-Авив).

Спустя несколько месяцев после этого под машиной Табиба была обнаружена граната, которую удалось нейтрализовать. В феврале 2015-го Табиб был легко ранен возле своего дома в связи с другими бизнес-разборками. Спустя несколько месяцев болельщики устроили беспорядки с дымовыми шашками на матче в Бельгии против «Спортинга» (Шарлеруа). Табиб заявил, что больше не хочет быть владельцем «Бейтара». Но ему потребовалось три года, чтобы продать клуб.

Криптомагнат Моше Хогег, заплативший 26,5 миллионов шекелей, снова стал восприниматься болельщиками как мессия. Но с самого начала Хогега преследовали судебные иски из-за его многочисленных деловых операций, связей с нелегальной сферой бинарных опционов и предполагаемым мошенничеством. Отягощенный исками, Хогег попытался найти финансирование для команды в другом месте. После Авраамских соглашений он пытался заключить сделку с шейхом Хамадом бин Халифой Аль Нахайяном из ОАЭ о покупке 50% команды примерно за 300 миллионов шекелей. Но сделка, которая попала в заголовки газет по всему миру, развалилась, когда выяснилось, что шейх исказил масштабы своего состояния.

Зинштейн предполагает, что потенциальная сделка с мусульманином послужила доказательством того, что, возможно, фанаты «Бейтар» (Иерусалим) извлекли некоторые тяжелые уроки из чеченского кейса.

В ноябре 2021 года Хогег был арестован за отмывание денег, кражу, мошенничество, сексуальные домогательства, торговлю людьми и вовлечение в проституцию несовершеннолетних.

Это оставило «Бейтар Иерусалим» практически без владельца и без возможности его найти.

Поклонники в прошлом месяце пытались объединиться, чтобы купить команду, но на этой неделе суд заморозил сделку, так как она слишком связана с юридическими проблемами Хогега. Теперь у команды есть время до воскресенья, чтобы представить новый бюджет, в котором нечего показать, кроме горы долгов.

F220109FFF00002-1.jpgФанаты «Бейтар Иерусалим» держат плакаты, призывающие владельца Моше Хогега продать команду во время матча на стадионе «Тедди» в Иерусалиме, 9 января 2022 г. (Flash90)  

13933d-300x480.jpg
Майя Зинштейн
«Клуб настолько токсичен, что любой порядочный бизнесмен должен дважды подумать, прежде чем инвестировать в «Бейтар Иерусалим», — заявил в недавнем интервью Times of Israel Шауль Адар, автор книги «На границе: взлет и закат самого политического клуба в мире». — Нужно быть очень решительным человеком, чтобы купить его».

«Мысль о том, что “Бейтар” может перестать существовать, безумна, — говорит Зинштейн, — он так укоренен в истории Израиля. Это гораздо больше, чем просто футбольный клуб, это значительный пласт израильской истории».

До начала сезона-2022/2023 осталось всего шесть недель, и болельщики команды опустошены и разъярены мыслью о том, что их любимый клуб может исчезнуть. Они даже устраивают акции протеста перед домами официальных лиц Израильской футбольной ассоциации.

И снова они надеются и молятся, чтобы появился еще один мессия и спас положение.


Похожие статьи