Мендель Рейт: «Моя миссия — произвести революцию среди ультраортодоксов»

Мендель Рейт: «Моя миссия — произвести революцию среди ультраортодоксов»
Мендель Рейт Фото: Kfir Ziv

Мендель Рейт всегда был бунтарем, но у него есть цель: изменить взгляд молодых хасидов на любовь, отношения и романтику. 

В течение последних нескольких месяцев в секторе ультраортодоксов бушует сильный культурный шторм, окружающий певца и композитора Менделя Рейта. Он известен тем, что нарушает социальные нормы: осмелился вопреки традиции играть на гитаре, что принесло ему печально известную репутацию «хиппи» и «последователя Карлебаха», но дало возможность многим молодым людям играть, выступать и выражать себя. 

Мендель был готов выступить в День независимости Израиля, поощряя более тесные связи между светскими и ультраортодоксальными общинами. Он считает, что должен быть харедимский кинотеатр, и даже приложил немало усилий для создания видеоклипов на свои песни. Музыкант заявляет, что ультраортодоксальная общественность должна принять Интернет, конечно, с необходимыми корректировками. Его пост в соцсетях «летом не нужно носить восемь нарядов, а яркая одежда тоже хорошо смотрится», стал вирусным и получил комментарии от «наконец вменяемый голос» до «бан, потому что вы продолжаете пиарить этого психа». 

На этот раз Рейт, сын известного Великого Ребе, одного из религиозных лидеров Ашдода, сам хасид, ревностно носящий хасидские одежды, согрешил тем, что впервые опубликовал харедимскую песню о любви – и даже на идиш.

30-летний Рейт – седьмой среди 15 братьев и сестер, в разводе уже семь лет после четырехмесячного брака. Пока он не найдет любовь, он живет со своим отцом, Великим Ребе. Его личный путь от брака до развода и далее привел его к написанию этой песни.

Песня сразу тоже стала вирусной. И разразилась буря. Это возможно? Говорить о любви так открыто? В песне, которая распространяется в массы?

    

Сейчас он работает над двумя новыми песнями на идиш, каждой из которых он пытается нарушить еще одно табу в харедимском обществе: о родителях-харедим, выгнавших сына из дома за смартфон, и о том, что каждый находит Б-га по-своему. 

«Я тот, кто ломает стены», – заявляет он. – Клипами в соцсетях я разрушаю общепринятые представления. Никто не может знать, что я собираюсь сломать завтра, поэтому есть те, кто меня боится». 

История его жизни сложна. Спор в хасидской секте привел к исключению Рейта и его семьи из общины. «Мне было 15. Это случается во многих хасидских сектах, когда вмешивается политика. Это было очень грязно, и они дистанцировали моего отца от его отца, Великого Ребе. Мой отец был очень близок с моим дедом, и в результате нас отлучили. Наша ешива объявила, что всем запрещено разговаривать с нами. Несмотря на то, что это произошло восемь лет назад, я до сих пор травмирован. Сейчас подобные вещи делаются в разных хасидских сектах во имя Б-га, и это меня бесит. Эта история заставила меня выбрать личный путь, потому что я чувствовал, что если в хасидской секте может быть такая ненависть, столько словесного насилия – даже если там много поклонения Б-гу, то в хасидском обществе необходима революция. И моя миссия – в том, чтобы ее произвести». 

В 15 лет он открыл для себя песни и книги «Танцующего раввина» Шломо Карлебаха. «Я сошел с ума от него. Его послания были именно тем, что я хотел донести до хасидского общества, в котором я живу, но через Тору и Галаху. В хасидском обществе Карлебах считался «неприкасаемым», а я всегда был «другим» в своей семье, что только усугубляло ситуацию. Они говорили себе: «Если это началось с Карлебаха, то кто знает, чем это кончится? Может, Мендель совсем уйдет от религии?»

    

О песне про любовь на идиш он говорит: «Все дело в моей личной истории. Когда мне исполнилось 20, я написал диссидентскую брошюру, которая распространялась во многих ешивах». Он заявил, что мир ешив нуждается в реорганизации: 12 и более часов обучения в день – это плохо, и необходимо сочетать Тору, хасидизм, музыку и любовь, чтобы «укрепить внутренний мир студентов помимо учебы».

«Брошюра стала хитом, но когда я написал еще и статью, в которой рассказал о хиппи 1960-х годов (где Карлебах начал свою карьеру), случился взрыв, собрался весь коллектив ешивы, человек 20, они хором меня осудили и приказали прекратить.

Они заговорили о моем деле в хасидских ешивах, и это лишило меня возможности сватовства, – рассказывает Мендель. – Мой отец, Великий Ребе, беспокоился о том, чтобы я нашел жену. Я был уже стар по хасидским меркам, мне было 23, но все же получил предложение от респектабельной семьи в Иерусалиме и увидел, что девушка – отличный человек, просто не тот, который мне подходит. Мои родители, которые меня искренне любят, думали, что я совершаю самую большую ошибку в своей жизни. Сватовство, а я отказываюсь? В конце концов я сдался и согласился. Но обручиться с девушкой, когда нет ни чувств, ни химии, ни внутренней связи, – это грубейшая ошибка. Я женился, а через четыре месяца развелся». 

«Один Великий Ребе, мудрый человек, с которым многие советуются, сказал мне: оставайся в своем браке, просто вкладывайся в себя в ешиве, и это успокоит твою душу. Этот ответ – полное искажение чистой любви! Почему мы не можем любить, как Иаков, наш праотец? Это самая красивая и эмоциональная история в Библии. Говорить о любви было нормально и для царя Соломона». 

«Есть ли любовь в мире харедим? Я думал о том, как лучше всего донести свое послание и инициировать революцию, и быстро понял, что это должно быть сделано с помощью музыки. Песня в отличие от онлайн-блога может достичь mp3-плеера каждого ученика ешивы».

Песня Рейта о любви была выпущена на YouTube и быстро распространилась в группах харедим в WhatsApp. Но она ни разу не звучала на харедимских радиоканалах. «После выхода песни я получил более тысячи комментариев поддержки».

Он считает, что родители-харедим должны проявлять «выразительную любовь» на глазах у своих детей: «Я считаю, что общество харедим должно воплотить любовь в практическую жизнь. Каждый мужчина-хасид должен обнимать свою жену перед своими детьми. Когда женюсь, буду целовать жену в лоб каждую пятницу вечером перед моими детьми и петь ей песни о любви». 

«Самый сложный вопрос, который был мне задан: “Я замужем. У меня семеро детей, и у меня нет любви. Что мне делать?” Это самый ужасный вопрос. Он действительно пугает меня, и я не знаю, что ответить.

Во всяком случае, я пытаюсь изменить ситуацию с самого начала. Не действовать среди тех, кто уже женат. Я должен сказать свою правду, чтобы исцелить следующее поколение». 

Тем не менее ему поступают предложения о сватовстве. «Были свахи, которые звонили мне, связывались со мной через Instagram или WhatsApp, но подходящих вариантов не было. Я ищу девушку, максимально приближенную к моему воспитанию, но сделавшую шаг вовне. Я знаю, что моя сущность не просто хасидская, но я также сын Великого Ребе. У меня большие проблемы. У харедим нет возможности найти любовь в Интернете. А любому, у кого есть хоть какое-то самосознание, тяжело со сватами». 

Сегодня Мендель также является звездой социальных сетей харедим, в том числе TikTok. «Еще шесть недель назад я не знал, что такое TikTok. На третий день в TikTok я выпустил песню, которую назвал: “Папа, я хочу защитить свой взгляд на TikTok”. Песня изображает конфликт: я такой открытый, но в то же время такой консервативный, изучаю каббалу и стараюсь быть похожим на Баал Шем Това». 

Он считает, что если бы Баал Шем Тов был жив сегодня, он бы открыл аккаунт в TikTok. «Много раз я думал, что это возможно. У меня есть песня Mincha, она основана на высказываниях Баал Шем Това. Он сделал бы то, что делаю я».

Автор текста: Chanani Bleich; фото: Kfir Ziv 

перевод: Мария Якубович

Похожие статьи