Расселение горских евреев в XIX -начале XXI века

Большая часть документов, связанных с расселением горских евреев, относится к XIX–XX вв. Значительная их часть была собрана и проанализирована в работах М.М. Ихилова, М. Альтшулера и Ю.И. Мурзаханова, а также в цитировавшейся работе «Горские евреи: История, этнография, культура». Таким образом, мне остается лишь воспользоваться плодами их труда и дать очень краткое изложение собранных ими материалов. Дополнительным источником могут служить данные горско-еврейских генеалогических преданий. Как правило, они не содержат информации глубиной более чем в полтора десятка поколений, то есть их данные относятся самое раннее к середине XIX в., или, в лучшем случае, к рубежу XVIII–XIX вв., или, что еще реже, к первой половине XVIII в.
      Описание мест расселения горских евреев в XIX–XX вв. лучше всего вести по отдельным историческим областям или городам.

Табасаран

      К числу древнейших мест расселения предков горских евреев на Восточном Кавказе дагестанские и горско-еврейские предания традиционно относят Табасаран (совр. Хивский и Табасаранский р-ны Дагестана). Об этом же может говорить и приведенное выше свидетельство А. Олеария о значительной численности евреев Табасарана. Надо также принять во внимание приводимое Гасаном-Эфенди Алкадари предание о том, что «табасаранский народ раньше был иудейским». Было бы наивно предполагать, что иудаистами в Табасаране могли быть прозелиты из местного населения, так как никаких элементов иудаизма в духовной культуре современных табасаранцев обнаружить не удается, и если даже в средневековую эпоху в Табасаране и были иудеи-прозелиты, то их число не могло быть слишком значительным. Поэтому надо полагать, что исторические предания о былой распространенности иудаизма в Табасаране могут быть связаны, прежде всего, с предками горских евреев.
       С большой осторожностью надо подходить и к тем табасаранским и лезгинским преданиям, которые связывают те или иные памятники, в том числе и заброшенные поселения, с евреями. Как подсказывает уже имеющийся опыт, нередко те или иные средневековые памятники Южного Дагестана, воспоминание о происхождении которых уже стерлось в исторической памяти местных народов, именуются «еврейскими» или «армянскими»; на деле же, после тщательного изучения подобных объектов, выясняется, что ни к евреям, ни к армянам они не имеют никакого отношения. То есть обозначение местным населением того или иного памятника в качестве «еврейского» или «армянского» является отражением большой древности данных артефактов. Таким образом, дабы оставаться на сугубо научной почве, все подобные предания необходимо подвергать самой строгой исторической критике и, главное, изыскивать возможности для археологического изучения соответствующих объектов.
     В тот период, для которого имеется достаточно много документального материала - XIX - начало XX в., на территории Табасарана имелось только два селения, в которых горские евреи жили сравнительно долгое время. Это Джерах, Пенджи и Карчаг. Но следует принять во внимание, что, согласно тем преданиям, которыми располагал генерал-губернатор Дагестанской области А.В. Комаров, одним их древнейших пунктов пребывания горских евреев в Дагестане являлось селение Селах - в Табасаране. По данным А.В. Комарова, Селах располагался на реке Рубас; в 1831 г. во время набега Гази-Магомеда, первого имама Дагестана, оно было разрушено и прекратило свое существование.
       Табасаранский эквивалент названия «Селах» - Цалакк (на картах - Ца-лак). Такое название носит селение, которое расположено в двух километрах от Хучни, административного центра Табасаранского района. Согласно табасаранскому преданию, зафиксированному Р. Азизовым, в местности Бачан, в трех километрах к востоку от Цалака, прежде находилось еврейское село, которое носило название Цалак. Время разрушения еврейского села Р. Азизов ошибочно относит к ХХ в., в действительности, как было сказано, оно было разрушено столетием раньше.
     По мнению Р.И. Сефербекова, топоним Цалак или, точнее, Цалакк имеет вполне ясную табасаранскую этимологию – «находящийся у стены», где цал - табасаранск. «стена», акк - суффикс обстоятельства места. Такая этимология вполне соответствует местоположению этого селения у Даг-Бары «Горной стены», уходившей от Дербента на 40 км вглубь гор, в Табасаран. Таким образом, не вызывает никаких сомнений, что исконной формой названия «Селах» являлось именно табасар. Цалакк, причем усвоение иноязычного ц как с вполне обычно для горско-еврейского языка, в котором звук ц отсутствует. Что же касается появления гласного е в еврейской форме, то оно объяснимо тем, что долгое а (ā) в горско-еврейском языке переходит либо в о, либо в е. И, наконец, заключительное -кк в табасаранской форме могло быть усвоено горскими евреями только как -гъ, а звук а в соседстве с фонемой гъ, в соответствии с закономерностями южно-дагестанских говоров горско-еврейского языка, переходит в ä (æ). В таком случае, горско-еврейское название селения Цалакк должно было звучать как *Seläq||*Soläq (*Селэгъ||*Солэгъ). Последнее и было зафиксировано А.В. Комаровым в несколько искаженной форме - Селах.
     По словам Ариэля Ишая (г. Хадера, Израиль), при визуальном обследовании поселения Бачан выявить следы надмогильных памятников не удалось. По всей видимости, они были использованы местными жителями в качестве строительного материала. Следы разрушения еврейского кладбища в Селахе были выявлены в XIX в. И.Я. Черным. Тогда же им была отмечена самая старая из сохранившихся на этом кладбище еврейских надмогильных стел, которая была датирована 1747 годом.
Еще до разрушения Селаха наиболее крупной еврейской общиной Табасарана являлась Джарахская (горско-евр. Джерэхь). Не позднее XVII в. часть евреев Джераха переселилась в другие табасаранские села - Марага, Мугарты, Хели-Пенджик и Гимейди (горско-евр. ХЬэмейди). Во всех этих селениях сохранились еврейские кладбища.
     Во время Кавказской войны жители этих селений были вынуждены бежать на равнину, под защиту русских войск. Они временно осели в Дербенте, а также и в селении Рукель. После окончания Кавказской войны лишь часть из них вернулась в свои села.
     В годы гражданской войны население еврейских кварталов, находившихся в табасаранских селах, неоднократно подвергалось нападениям разного рода банд и снова было вынуждено искать защиту в Еврейском квартале Дербента. При советской власти часть из них вернулась в свои села, главным образом, в Хели-Пенджик и Гимейди, но впоследствии постепенно окончательно перебралась в города.
       В состав Табасаранского владения входило еще одно село, имевшее в свое время значительное еврейское население. Это Карчаг (гор.-евр. Гъэрчогъ или Гъэрчэгъ), где евреи жили вместе с лезгинами, образуя там отдельный квартал. По горско-еврейским преданиям, еврейская община Карчага являлась одной из старейших в Южном Дагестане. Евреи стали селиться в Карчаге не позднее XVIII  в., но уже в XIX в. значительная их часть перебралась в села Кюринского ханства - Мамрач (гор.-евр. Мемреч) и Джууд-Араг (гор.-евр. Орогъ; оно же носит название и Ашага-Араг «Нижний Араг» – в отличие от Юхары-Араг «Верхний Араг», населенного лезгинами), а из Арага значительное число горских евреев переселилось в другое селение Кюринского ханства - Ханджелькала. Во всех этих селах горские евреи жили совместно с лезгинами.
    В начале XIX в. очень много евреев переселилось из Карчага в Кубинское ханство - в Еврейскую слободу. 

Продолжение следует...

На фото: Синагога Кроной. Нач. XX в. Архитектор Гилель бен Хаим. Красная Слобода.

Статья опубликована в сборнике: Сосунов Г.С. Еврейские памятники Восточного Кавказа. Махачкала, 2008.

Похожие статьи