Горские евреи Темир-Хан-Шуры, ее община и раввины. Часть 1: Династия первых раввинов Темир-Хан-Шуры

Прежде чем начать рассказ о первых раввинах общины Темир-Хан-Шуры, хотелось бы предложить читателю короткое путешествие в ее историю.
История основания одной из самых больших и крепких общин Северного Кавказа – общины горских евреев Темир-Хан-Шуры (ныне город Буйнакск) – уходит корнями в XIX столетие. Современному читателю чрезвычайно интересно узнать, как евреи впервые появились на Кавказе. Согласно историческим сведениям, созданное царем Давидом объединенное Израильско-Иудейское царство распалось примерно в 928 году до нашей эры на два на два слабых государства – Израильское и Иудейское. В VIII веке до нашей эры вся территория Израильского царства вместе с его столицей Самарией (Шомрон) была захвачена ассирийскими завоевателями. В соседней Вавилонии – на территории современного Ирака – ассирийцы расселили одну часть пленников, которые впоследствии, в период персидского владычества царя Кира, получили разрешение вернуться на историческую родину и отстроить Второй Храм. Другую часть пленных израильтян ассирийские завоеватели увели в Иран. Именно среди этих израильтян находились предки горских евреев. Вместе со всеми пленниками они прошли долгий путь и, как свидетельствует Талмуд, оказались в горах северной Мидии и Азербайджана. Проживая на протяжении многих веков в изгнании, после насильственного переселения на территорию Восточного Кавказа, горские евреи не ассимилировались, и это один из редких исторических феноменов – свидетельство сохранившего себя народа, не потерявшего на территории пленения связь с религией, традициями и культурой.
Незабываемы трагические страницы истории еврейских общин, волею судеб оказавшихся в стране гор. Евреи прошли через нелегкие испытания, когда полчища Тимура, многим народам известного как Тамерлан, ворвались на территорию Северного Кавказа во время его походов против Золотой Орды. Завоевывая чужие земли, жестокие варвары истребляли непокорных жителей, разрушая всё на своем пути.
По преданиям, в конце XIV века в Дагестане, на берегу реки Шураозень, войска среднеазиатского завоевателя разбили лагерь. Позднее, когда воинство Тамерлана ушло, на месте его стоянки возник кумыкский аул Темир-Хан-Шура. Неисчислимые бедствия еврейского народа продолжались и после этих событий. Суровое и трудное было время, горские евреи страдали от притеснений и нашествий, сменявших друг друга местных шахов и ханов. Спасаясь от феодальных междоусобиц горцев, боровшихся друг с другом за расширение своих территорий и упрочение своего могущества, от преследований, кровавых погромов и насильственного обращения в ислам, они вынуждены были уходить с обжитых и насиженных мест и укрываться в высоких труднодоступных горах и густых непроходимых лесах.
Затаившись подальше от недружелюбных соседей, евреи оседали на новых местах, долгие годы восстанавливая свою жизнь. И лишь в начале XIX века, после присоединения Северного Кавказа к России, положение горских евреев несколько улучшилось. После обращения к императору Николаю I с петицией, просившей собрать евреев, «рассеянных в горах, лесах и малых селах, находящихся в руках татар» (то есть восставших мусульман), в города и большие поселения под защиту русской армии, они переселялись поближе к русским крепостям, вокруг которых позже разрастались города. Одно из таких военных укреплений было основано близ аула Темир-Хан-Шура в начале Кавказской войны, когда Россия подчинила горцев. В 1832 году русская крепость получила одноименное с соседним аулом название и стала военным центром Дагестана, контролируя ситуацию в регионе. Мусульманский духовный лидер Шамиль, возглавлявший освободительную борьбу горцев Чечни и Дагестана против владычества Российской империи на Северном Кавказе, в ноябре 1843 года осадил крепость, но взять ее не смог и через месяц был разбит подоспевшими на выручку отрядами царской армии.
С того времени Темир-Хан-Шура обретает широкую известность. Многие семьи горских евреев, проживавшие в высокогорных селениях, по приказу царя были эвакуированы в крепость. В целях безопасности и в соответствии с военным положением русская военная администрация не разрешала мусульманам проживать внутри крепости, где жили только представители русской православной общины, армянской общины и двух еврейских общин – горских евреев и ашкенази. Среди европейских евреев (ашкенази) были купцы, которые занимались снабжением русской армии, и бывшие солдаты, отслужившие свои сроки.
В то время евреи составляли большинство населения Темир-Хан-Шуры. Чтобы возглавить общину горских евреев, в Темир-Хан-Шуру из Дербента приезжает с семьей раввин Авраам бен Ханука и его брат ЯшагIиё. Династия горских раввинов имеет очень давнюю историю. Прадед Авраама – рабби Беньямин бен Аорон – переселился на Кавказ из Персии. Рабби Беньямин бен Аорон вырастил целую плеяду ученых раввинов, его сын Мушаэль и внук Элиягу были признанными знатоками и толкователями Торы, Талмуда и других еврейских законов. Раби Элиягу бен Мушаэль получил образование в ешивах Багдада. Равы Палестины и России с похвалой отзывались о нем, а купцы, съезжавшиеся сюда с товарами, специально для него привозили книги – и рабби Элиягу собрал одну из лучших на Северном Кавказе библиотек. Рав Элиягу бен Мушаэль основал в Дербенте главный раввинат горских евреев, а также ешиву, где готовил духовных наставников, которых потом направлял в села и местности, населенные евреями.
Его брат Ханука бен Мушаэль слыл в то время преуспевающим купцом. Сыновья Хануки – Авраам и ЯшагIиё – были одними из многих одаренных учеников рабби Элиягу. Авраам особо выделялся талантом и знаниями среди учеников ешивы, и потому рабби Элиягу направил его вместе с братом ЯшагIиё в Темир-Хан-Шуру. Впоследствии Авраам бен Ханука станет духовным наследником рабби Элиягу и толкователем его учения.
По прибытии в Темир-Хан-Шуру раввины Авраам и ЯшагIё занялись организацией религиозной деятельности в общине. Они обратились к администрации крепости с прошением о разрешении строительства синагоги. Разрешение, полученное в 1860 году, стало главным событием жизни общины горских евреев столицы Дагестана. Строительство синагоги, возглавляемое раввинами, продолжалось два года и финансировалось за счет благотворительных пожертвований семьи Мушаиловых и членов общины – Пейсаховых, Ханукаевых, Бабаевых, Измайловых, Цидкиловых, Кукулиевых, Израиловых, Рабаевых, Нафталиевых и других. Возведенная по проекту синагоги в Ковно (ныне Каунас, Литва), синагога Темир-Хан-Шуры была оборудована по всем канонам Галахи. Справа от входа в молельный зал возвышался застекленный балкон со специальным помещением для женского отделения. Массивное и величественное здание синагоги стояло в центре города, выделяясь среди мелких строений нешироких провинциальных улиц. В 1862 году в день религиозного праздника Песах (Нисону) состоялось ее торжественное открытие. Позднее на прилегающей к синагоге территории была построена ешива. В этих мощных сооружениях жизнь горских евреев била ключом, здесь совершались все религиозные обряды, проводились праздники, функционировала еврейская школа.
Рабби Авраам женился на Бещей, и в 1846 году у них родился сын Хаскиль. По традиции сын раввина и его внук, получая от отца все необходимые знания для выполнения раввинских обязанностей, всегда предшествуют другим претендентам на его пост. Преждевременная смерть оборвала жизнь рабби Авраама в молодом возрасте в 1861 году. Память о нем осталась в сочиненном им мотиве, который горские евреи долгие годы исполняли по традиции в пасхальную ночь. Его деятельность унаследовал рабби Саадиё бен Мелех Мизрахи, который разделил ее с раввином Саадиёй бен Эзра, поскольку 15-летний Хаскиль не мог еще занять место отца. Он отправился на учебу в духовную академию – ешиву Белой Церкви (Украина), где воспитывался у ашкеназских раввинов, изучил несколько языков и русскую грамоту. Получив классическое еврейское образование, Хаскиль по окончании ешивы в 1873 году получил смиху (достур) – диплом раввина, свидетельствующий, что обучавшийся достиг уровня, требуемого для вынесения галахических решений. В это время должность главного раввина Темир-Хан-Шуры занимал прибывший из селения Тарки Темир-Хан-Шуринского округа, Анисимов Шеребет Нисим-оглы – один из самых образованнейших раввинов Дагестана. Он был первым горским евреем, учившимся в знаменитой Воложинской ешиве, после окончания которой три года провел в Иерусалиме. Вернувшись из святого города, он долгие годы служил раввином в селении Тарки, а затем и в Темир-Хан-Шуре. Благодаря его усилиям в Тарки было открыто еврейское училище, которое позднее было переведено в Темир-Хан-Шуру.
Спустя 11 лет Хаскиль занял место раввина Шеребета Нисим-оглы, который в 1884 году снова уехал в Иерусалим на несколько лет.
Со второй половины XIX века Темир-Хан-Шура стала не только очагом духовного просвещения, который объединял всех верующих края, но и одним из еврейских религиозных центров. Раввин Хаскиль бен Авраам владел большими духовными знаниями, был заметной личностью в общине и пользовался безмерным уважением прихожан. Будучи даяном (высшим религиозным авторитетом и судьей) процветающей религиозной общины города и соседних поселений, он представлял общину перед официальными государственными учреждениями и был признан царскими властями как главный раввин горских евреев в северном Дагестане и на Северном Кавказе. Люди приезжали к нему со всех концов для разрешения споров. Он всегда призывал к решению конфликта между евреями мирным и спокойным путем, относился ко всем вопросам осмотрительно и взвешенно, нес в мир идеи человеколюбия, толерантности и уважения к другим народам.
После указа царских властей об обязанности именоваться определенной фамилией для удобства официального документооборота рабби Хаскиль выбрал в основу фамилии семьи имя раввина Мушаэля. Сделал он это в память о своем прадеде. В 1865 году его дядя – рабби ЯшагIиё бен Ханука – посетил Иерусалим и пожертвовал местным ешивам, в которых учились горские евреи, два свитка Торы. А в 1887-м рабби Хаскиль бен Авраам вместе с рабби Яковом бен Ицхаки из Дербента едут на Святую землю с кратковременным визитом и привозят собранные в общинах деньги для оказания помощи горским евреям, проживавшим в Иерусалиме. Рабби Хаскиль был активен во всем, что касалось связей с Иерусалимом. Он регулярно собирал и пересылал средства для ешив и жителей общин или передавал пожертвования через специальных посланников – шэлихим, прибывавших со Святой земли.
Рабби Хаскиль бен Авраам был культурным и образованным человеком, собирал и коллекционировал книги, документы и рукописи, в том числе по истории и этнографии горских евреев, вел и свои записи по этому вопросу. Он придерживался версии, что предки горских евреев попали на Кавказ до разрушения Первого Храма. (Первый Храм был разрушен 9 Ава 586 года до нашей эры.)
В 1880 году Х. Мушаилов настоятельно рекомендовал Илье Анисимову – способному ученику темир-хан-шуринской правительственной школы – заняться вопросами истории и этнографии горских евреев.
Рабби Хаскиль добивался от властей уравнения прав горских евреев с остальными горцами. Он укреплял традиции куначества с горцами, защищал права женщин еврейской общины на получение образования и посещение синагоги. Обычно женщинам не разрешалось входить в синагогу, они стояли во дворе или в вестибюле.
Рабби Хаскиль и его жена Девро вырастили и воспитали четырех детей – Арона, Хайсере, Рафоиля и Хасидо. Хасидо окончила фельдшерско-акушерские курсы, вышла замуж за сына известного в те времена дербентского рыбопромышленника Пинхаса Дадашева и уехала в Дербент. Другая дочь раввина, Хайсэре, вышла замуж за Самуила, сына Ирмиё Мушаилова – владельца мельницы и известного оптового торговца крупами и мукой, проживавшего в Тарки. Старший сын раввина Арон был женат, имел дочь Наамо и позже погиб в Ростове от случайной пули. Рабби Хаскиль прожил 67 лет, его похороны проходили в синагоге Темир-Хан-Шуры, где любимого лидера оплакивала и провожала в последний путь вся община. Написано на надгробье рабби Хаскиля: «Большой раввин, мудрец, Хизгиль сын рабби Авраама Мизрахи скончался 14 Элула 5673 года, 13 сентября 1913 г. Вырван росток красоты из остатков, уцелевших от прошлых поколений. Человек Веры – мудрец, разбиравшийся в Торе. Горе нам, мы потеряли своего учителя, светоча мудрости, указывавшего нам правильный путь. Сорок лет ты был раввином, и деяния твои всегда напомнят о тебе».
В течение 20 лет, с 1884 по 1904 год, Мушаилов Хаскиль бен Авраам был главным раввином общины горских евреев Темир-Хан-Шуры. Когда его заменил сын Рафоиль, рабби Хаскиль отошел от активной деятельности и занимался учениками до последних дней своей жизни.

P.S. Автор статьи искренне благодарит правнуков рабби Хаскиля бен Авраама – Исая и Александра Мушаиловых за фотографии, многочасовые встречи и беседы по скайпу об истории и судьбах их предков – раввинов Мушаиловых, долгие годы служивших общине Темир-Хан-Шуры.
В статье также использован исторический материал из литературы о горских евреях уважаемых авторов: В. Дымшица, И. Анисимова, И. Семенова, Д. Ихилова, Г. Сосунова и других.

НА ФОТО: 
1. Фотографии синагоги г. Буйнакска, снятые 5 лет назад и присланные Кариной Пашаевой.
2. Надгробье рабби Хаскиля бен Авраама.
3. Похороны рабби Хаскиля бен Авраама в синагоге Темир-Хан-Шуры 13 сентября 1913 года; слева направо у изголовья покойника со свечой стоит Эеру (Арон) – сын рабби Хаскиля; рядом с ним женщины в белых платках: Моохо Бабаева – первая жена рабби Рафоиля, дочери рабби Хаскиля – Хайсэре и Хасидо, в черном платке – жена раввина Хаскиля – Девро, с ней – сын Рафоиль бен Хаскиль.



Автор:

Теги

Похожие статьи