Биографы Менахема Бегина: Война вызвала у премьер-министра «ужасную депрессию»

Биографы Менахема Бегина: Война вызвала у премьер-министра «ужасную депрессию»
премьер-министр Израиля Менахем Бегин во время дебатов в Кнессете 20 марта 1979 года Фото: AP / Макс Нэш

В последние недели своего пребывания в должности премьер-министр Израиля Менахем Бегин позволил советникам принимать важные решения, так как страдал тяжелой депрессией после смерти своей жены и последствий Первой ливанской войны – сообщили его помощники в телерепортаже, показанном в субботу на 12 канале израильского телевидения. 

Биограф Бегина, секретарь его кабинета Дан Меридор и военный секретарь Азриэль Нево описали 12-му каналу бывшего лидера «Ликуда» к концу его премьерства.


Азриэль Нево, военный секретарь бывшего премьер-министра Менахема Бегина, в интервью 15 апреля 2023 года. (Скриншот сюжета 12 канала)

«Мы видели его состояние. Он стал отключаться и замыкаться», – рассказала журналист и фотограф Анат Сарагусти. Она упомянула фотографию, на которой Бегин неловко пытался покинуть сцену после посещения мероприятия, а также заголовок новостей «Менахем Бегин ушел со сцены». Добавив, что название имеет «двойной смысл». 

Бегин привел свою партию «Ликуд» к ошеломляющей победе на выборах 1977 года, положив конец почти 30-летнему правлению Партии труда и ее предшественников. Во время своего премьерства Бегин подписал исторические Кэмп-Дэвидские соглашения с Египтом в 1978 году, положившие конец 30-летней войне. Вместе с президентом Египта Анваром Садатом он был удостоен Нобелевской премии мира в том же году.

Он также в 1981 году приказал нанести дерзкий авиаудар, уничтоживший иракский ядерный реактор Осирак, опасаясь, что режим Саддама Хусейна попытается использовать эту технологию для создания атомной бомбы.

    

Менахем Бегин (справа) и Анвар Садат смеются в отеле «Царь Давид» 19 ноября 1977 года. (Яаков Саар/архив GPO)

Но по словам журналиста Шимона Шиффера из ежедневной газеты «Едиот Ахронот», Бегин плохо себя чувствовал с самого начала своего премьерства.

«Он пришел в правительство больным человеком. С проблемами сердца. Я полагаю, и с определенными психическими проблемами». 

Популярность Бегина начала снижаться, когда его правительство боролось с сильной инфляцией и в 1982 году, после неоднократных нападений со стороны ООП и других террористических группировок, базирующихся на юге Ливана, начало Первую ливанскую войну. Силы обороны Израиля вошли в Ливан под командованием Бегина и тогдашнего министра обороны Ариэля Шарона.

Война длилась дольше, чем было обещано изначально, и вышла за рамки первоначально заявленных целей по созданию 40-километровой буферной зоны между террористами и северным Израилем. Сотни солдат ЦАХАЛа были убиты, что привело к массовым протестам против операции. Во время войны демонстранты вели ежедневный подсчет погибших военнослужащих возле резиденции премьер-министра.

Азриэль Нево, военный секретарь Бегина в то время, вспомнил, как ежедневно информировал премьер-министра о том, как затягивается война, а тогдашний заместитель премьер-министра Симха Эрлих сказал Нево: «Азриэль, ты убиваешь Менахема этими сообщениями».

Нево избегал будить Бегина посреди ночи, но обнаружил, что Шарон не поступал так же. «Премьер-министр приходил к нам утром в изнеможении. Война подорвала его психическое здоровье». 

Психолог Офер Гросбард, написавший биографию Бегина, утверждает, что «признаки депрессии стали очень, очень явными» в последний год пребывания в должности, когда окружающие заметили, что он неоднократно опускал голову на руки во время разговоров.

Доказательства невротических проблем Бегина, по словам Гросбарда, обнаружились еще во время Войны за независимость, когда Силы обороны Израиля потопили корабль «Альталена» в июне 1948 года.

Корабль перевозил большую партию оружия для ополчения Бегина «Иргун» во время войны. Молодое правительство Давида Бен-Гуриона, находившееся в ожесточенных разногласиях с Бегином, потребовало, чтобы корабль и его содержимое были переданы недавно сформированному Цахалу.


22 июня 1948 года судно "Альталена" горит после обстрела близ Тель-Авива. (Пресс-служба правительства Израиля)

Когда корабль достиг берега, а затем сел на мель, завязалось противостояние, закончившееся перестрелкой между находившимися на борту членами «Иргун» и солдатами ЦАХАЛа (под командованием молодого Ицхака Рабина, впоследствии начальника Генерального штаба ЦАХАЛа и премьер-министра) на берегу, которым было приказано уничтожить судно. Корабль был подожжен пушечным огнем.

Гросбард уверяет, что после «Альталены» Бегин похудел и начал отстраняться от близких. 

Серия событий 1982 и 1983 годов еще больше способствовала его болезни.

В сентябре 1982 года, через три месяца после израильского вторжения в Ливан, боевики ливанской партии Катаиб, союзники Израиля, в поисках палестинских террористов вторглись в лагеря ливанских беженцев Сабра и Шатила в Бейруте, убив до 3500 мирных человек, в основном палестинцев и ливанских мусульман-шиитов, в то время как солдаты ЦАХАЛа стояли рядом, обеспечивая оцепление.


Работники Красного Креста смотрят на тела вскоре после того, как бульдозеры начали зачистку территории в лагере Сабра. 20 сентября 1982 года. (AP Photo/Nash)

Через десять дней после резни правительство назначило комиссию по расследованию, в состав которой вошли председатель Верховного суда Ицхак Кахан, судья Аарон Барак и генерал Йона Эфрат. После четырехмесячного расследования комиссия пришла к выводу, что проникновение в лагеря «было предпринято без учета опасности, которую [лица, принимающие решения] должны были предвидеть как вероятную». 

Вдобавок ко всему, в ноябре 1982 года, когда премьер-министр был в Вашингтоне, умерла его жена Ализа.

«Все, кто был там, стали свидетелями величайшей трагедии его жизни. Он не простил себе до своего последнего дня, что его не было рядом с ней, когда она умирала», – сказал Шиффер.

Нево добавил, что в тот момент, когда Бегин получил трагическое известие, он «ушёл в себя».


Менахем Бегин и его жена Ализа прибывают в аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке. 23 марта 1979 года. (AP Photo/Ron Frehm)

Радиожурналист Арье Голан вспомнил интервью, которое ему дал Бегин. Бегин сказал Голану, что не делает публичных заявлений, потому что иногда люди испытывают «человеческие страдания».

На вопрос о том, что премьер-министр принимает таблетки для поднятия настроения, тот ответил: «Я принимаю обычные таблетки – как человек с больным сердцем, таблетки, которые принял бы любой еврей». И попросил Голана удалить этот отрывок из интервью. 

Нево утверждает, что в последний период каденции он принимал решения за премьер-министра, а Шиффер – что страной фактически управляли кабинет и секретари. 

28 августа 1983 года Бегин сообщил кабинету министров, что уходит в отставку, сказав: «Я больше не могу». Он ушел в отставку в октябре 1983 года. 

После отставки Бегин редко появлялся на публике, и его видели только возлагающим цветы на могилу жены или во время визитов к врачу. Он умер в возрасте 78 лет в Тель-Авиве 9 марта 1992 года.

Майкл Горовиц

Пер. Мария Якубович

Источник: timesofisrael.com

Похожие статьи