|
Яна Любарская
Яна Любарская

«После нашивки звезд мы поняли, что бесправны»

«После нашивки звезд мы поняли, что бесправны»

В период нацистского геноцида, для большего унижения, изоляции и преследования евреев, несчастные должны были носить разные опознавательные знаки, чтобы их легко можно было отличить от остального населения. Чаще всего эти знаки представляли из себя шестиконечные звезды. Таким образом, нацистам удалось создать огромную пропасть между евреями и остальным населением. Случалось, что других противников нацистского режима также заставляли носить отличительные знаки. Идею такого знака каратели почерпнули из Средневековья, когда и мусульмане, и христиане ввели особую форму одежды для евреев, призванную отличить их от окружающих.

maxresdefault.jpg

Будущий начальник Главного управления безопасности рейха Р. Гейдрих впервые предложил использовать отличительный знак для евреев после погромов «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года. В сентябре 1939 года, после вторжения Германии в Польшу, фашисты объявили, что магазины, принадлежащие евреям, должны быть помечены особым знаком. Вскоре после этого генерал-губернатор Ганс Франк приказал ввести отличительные знаки и для самих евреев: все евреи старше 12 лет были обязаны носить на рукаве белые повязки шириной не менее 10 см с голубой шестиконечной звездой. Из Польши идея отличительного знака для евреев распространилась почти на все территории, находившиеся под контролем нацистов.

Евреи обязаны были сами покупать и раздавать отличительные знаки. Если еврея останавливали без знака, ему грозил штраф, тюремное заключение или расстрел. В некоторых гетто тем, кто принадлежал к определенным рабочим группам, выдавали особые знаки, отличающие их от других евреев. Среди этих групп: евреи-полицейские, врачи, работники юденратов и фабричные рабочие. Они не были обязаны носить обычный отличительный знак и потому чувствовали себя привилегированными.

15695700.jpg

При этом нацисты даже не пытались сделать отличительный знак обязательным в Дании, поскольку датчане были настроены резко против антиеврейских мер. А король Дании выразил твердую решимость защитить своих подданных-евреев. Почти все евреи Польши повиновались приказу из страха перед жестоким наказанием. Однако дневники тех времен отражают горечь и ожесточение тех, кому приходилось носить знак. В Германии, вслед за введением отличительного знака, последовала волна самоубийств. Многие евреи во Франции отказывались подчиниться указу, а некоторые французы надевали звезду Давида, таким образом выражая сочувствие евреям. Французская полиция не настаивала на выполнении приказа. В Голландии некоторые подпольные газеты выразили солидарность с евреями, напечатав 300 тыс. звезд с надписью «Нет различия между евреями и неевреями». А как обстояла ситуация с отличительными знаками для евреев на территории СССР? Об этом рассказал Илья Альтман, директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ, профессор РГГУ, сопредседатель Центра «Холокост».

altman.jpg
Илья Альтман

«Важной мерой по идентификации и обособлению евреев от остальных групп населения являлся приказ об обязательном ношении ими специальных опознавательных знаков. Эта мера имела огромное моральное значение, наглядно свидетельствуя о переходе евреев на положение изгоев,» — говорит мой собеседник.

По его словам, почти повсеместно, первые приказы о «маркировке» евреев издавались представителями вермахта. Возможно, именно из-за «инициативы» военных, даже в одном и том же регионе существовали различные виды и формы опознавательных знаков. Нередко они менялись несколько раз в течение короткого периода по распоряжению новых военных властей, руководства подразделений айнзатцгрупп, а после перехода некоторых из этих территорий под юрисдикцию гражданской администрации — по приказу ее руководителей. Так, в директиве рейхскомиссара Остланда Лозе от 9 августа 1941 г. говорится о «желтой шестиконечной звезде», ее диаметре и месте прикрепления к одежде: «Такие знаки должны были быть прикреплены к одежде и носиться или на руке (в виде специальной повязки), или на груди и спине. Впрочем, место ношения повязок и знаков, особенно в небольших населенных пунктах, зависело от фантазии представителей оккупационных властей (особенно в первые месяцы войны). Обычно повязки приказывали носить на правой или на левой руке, выше локтя. Известны случаи, когда их обязывали носить на обеих руках. Был даже приказ, предписывающий носить такую повязку или звезду не только на руке, но и на ноге. Не было единообразия и в вопросе, где носить нашивки — одновременно на спине и на груди; с левой или с правой стороны груди; только ли на спине или только на груди? Если также и на спине, то посередине или на одной из сторон?» — продолжает историк.

И добавляет, что в Украине латы нашивали на спине и груди, примерно в области сердца. В Пинске латы обязывали носить на одежде не только на левой стороне груди и в области левой лопатки на спине, но также и на плече. Иногда такая нашивка была в форме звезды. В Витебске евреев обязали носить нашивки на правом плече спереди и сзади. Некоторые жители, не без зловещей иронии, называли их «орден Ленина — орден Сталина».

Жертвы-ненависти-320x500.jpg

Илья Альтман также разъясняет, что не существовало унификации в вопросах о формах, размерах, цвете, материале опознавательных знаков. Типичной была нарукавная повязка белого цвета, с вышитой голубой шестиконечной звездой. Но применялись также повязки синего, желтого и даже черного цвета. На повязке обычно изображалась шестиконечная звезда, вышитая нитками желтого цвета или пришитая из куска желтого материала. Однако звезды могла быть и другого цвета: синего, белого, голубого, красно-белого, желто-синего, черного. Использовалась и белая повязка с надписью на немецком Jude, которую местные жители иногда читали как «иуда». Форма звезды отличалась в некоторых областях России. Согласно «Объявлению» военных властей в зоне группы армий «Центр» от 1 ноября 1941 г., евреи обязаны были носить «белую нарукавную ленту с желтой звездой».

«В центральных регионах России: Калуге, Смоленской и Брянской областях желтая пятиконечная звезда нашивалась также на одежду. Пятиконечная звезда использовалась для обозначения евреев также в некоторых городах Крыма, в частности — в Евпатории. Очевидно, такое изображение в глазах оккупантов имело как расовый, так и идеологический подтекст».

Звезда узника Калужского гетто. ГАКО(2).jpg
Звезда узника Калужского гетто

И здесь уделим особое внимание Калужскому гетто. Известно, что подавляющее большинство калужских евреев, попавших в гетто, уцелело. И именно в Калужском гетто существовал особый вид опознавательного знака — уже упомянутая ранее жёлтая пятиконечная звезда. Этим гетто вошло в историю Холокоста как наглядный символ борьбы с «иудобольшевизмом». Евреям предписывалось нашить звезду диаметром восемь сантиметров на костюм и пальто справа на груди и справа на спине. В богатейшей коллекции документов Калужского государственного архива в деле о расследовании преступлений нацистов как раз подшита одна из этих звезд. Ее фото можно увидеть и на выставке Центра «Холокост» «Холокост: Уничтожение, Сопротивление, Спасение», побывавшей во многих странах.

Желтая звезда (чаще все-таки шестиконечная) или круг (его называли «лата») являлись в оккупированном СССР двумя основными формами опознавательных знаков евреев, нашивавшихся на одежду. Применялись также нашивки, имеющие «листообразную форму» или «овально-листообразную». В первые дни оккупации нацисты приказывали носить и белые звезды (например, в Пскове, в Армавире, в столице Калмыкии Элисте, в Ялте). В Хиславичах Смоленской области использовался желтый круг с черной серединой. В Кишиневе и Одессе шестиконечная звезда была вышита желтыми нитками на прикрепленном к одежде на груди и спине черном прямоугольнике, создававшем внутри ее соответствующий тон.

В Минске после расселения евреев в гетто их обязали носить также под латой нашивку из белой ткани в виде прямоугольника с указанием номера дома. Порядковый номер указывался иногда и внутри шестиконечной звезды. Материалом для опознавательных знаков служила материя определенного цвета. Нередко использовалась нужная краска. На территории Псковской области и в Крыму зафиксированы случаи применения плотного картона.

Продовольственная карточка узника Калужского гетто Юрия Германа с надписью «жид. норма в половинном размере». АЦХ(1).jpg
Продовольственная карточка обитателя Калужского гетто

«Ношение знаков, как правило, было обязательным с 10-12 лет. В ряде мест его предписывалось носить соответственно возрасту евреев, подлежавших индивидуальной регистрации. В некоторых населенных пунктах возрастной ценз был значительно снижен — опознавательные знаки должны были носить даже маленькие дети, начиная с 5- или даже 3-летнего возраста», — рассказывает Илья Альтман.

Цели, которые преследовали оккупанты, вводя эту «маркировку», были, как говорит профессор РГГУ, многоплановые: «Унизить евреев и сделать их объектом издевательств и насилия; ограничить свободу передвижения; исключить контакты с германскими военнослужащими; использовать нарушение этого приказа для репрессий; сделать понятным преследование именно евреев для остальной части населения».

По мнению узника львовского гетто Ф. Фридмана, нарукавные повязки здесь отражали характер и место работы, общественное положение и отношение к немецкой службе. Он сообщает о некоторых видах «специфических» опознавательных знаков. Так, работавшие на оборонных предприятиях получали зеленый кант; фиолетовый кант был на повязке у сотрудников еврейской биржи труда; желтые повязки имели глухонемые.

От Ильи Альтмана мы также узнаем, что узники некоторых гетто получали удостоверения различного цвета (размером с почтовую карточку, содержавшие имя и подпись владельца, а также печать) в зависимости от своего статуса: полезный (сотрудники и служащие юденрата, еврейские полицейские, медики, ремесленники); менее полезный (все трудоспособные) и бесполезный (пожилые, больные, нетрудоспособные и работники умственного труда). Оккупанты постоянно проводили перерегистрацию владельцев таких карт и вводили новые обозначения во избежание подделок и сокрытия нетрудоспсобных.

Во Львове гестапо ввело буквы, вышитые на белых квадратах, которые евреи обязаны были носить на левой стороне груди. Они обозначали на каких предприятиях (военных, гражданских, частных) трудятся евреи.

После первых акций уничтожения в вильнюсском гетто (с августа 1941 г.) были введены желтые сертификаты для членов семей специалистов. В 1943 г. юденрат выдавал здесь «персональные аусвайсы», которые были действительны по предъявлении справки с места работы.

Кооперативный посёлок, где размещалось гетто. 1942 год. ГАКО (1)(2).jpg
Кооперативный поселок, где размещалось Калужское гетто. Снимок 1942 г.

«В ряде населенных пунктов Украины и Западной Белоруссии специально отмечались дома евреев: шестиконечные звезды рисовали на дверях домов. Дома иногда маркировались надписью «Jude» или на них вешали большие желтые таблички. В некоторых городах особыми знаками или (в Умани) плакатами с текстом: “Внимание! Гетто! Вход украинцам запрещен под угрозой штрафа”», — продолжает мой собеседник.

Все указанные формы обозначения и регистрации создавали вокруг евреев особый психологический микроклимат. Узница калужского гетто А.Б. Веллер вспоминала: «С нашивкой звезд мы поняли, что стали бесправны, что любой может нас оскорбить и защиты искать будет не у кого».

Илья Альтман приходит к выводу, что несогласованность и отсутствие единообразия в первых распоряжениях нацистских властей (в частности, одних только опознавательных знаков было введено несколько десятков видов) свидетельствуют не только об отсутствии единого плана в решении «еврейского вопроса»: «Необходимо учитывать замену военной администрации на гражданскую, стремление усилить унижение евреев, инициативу местных руководителей (часто сменявшихся), их польский опыт».

Использованы материалы из монографии Ильи Альтмана "Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941–1945 гг". М.: Фонд «Ковчег», 2002. — 544 с.

Похожие статьи