|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Самоуправляемые авто и шабат: мнение раввинов

Самоуправляемые авто и шабат: мнение раввинов

Если вы хотите спросить раввина о самоуправляемых автомобилях, то будьте готовы к пространному ответу.

Самоуправляемые автомобили (их еще называют роботакси, автономные автомобили или автомобили без водителя), с их жужжащими датчиками и странными, кажущимися неуверенными, движениями, стали привычным зрелищем на улицах Сан-Франциско.

Привычным, но не лишенным противоречий. Сообщений о неверных действиях автономных автомобилей, которые пытались заехать в зоны активных пожаров, массово тормозили и даже врезались в пожарные машины, в этом месяце было предостаточно. Несмотря на это, в середине августа Калифорнийская комиссия по коммунальным услугам разрешила коммерческим роботакси работать в Сан-Франциско в дневные часы. Это разрешение было дано автономным автомобилям Cruise компании GM и Waymo компании Alphabet. Городские власти выступают против этого, ссылаясь на проблемы безопасности и другие соображения.

И все же самоуправляемые автомобили предлагают интригующие возможности в шаббат для соблюдающих евреев, которые отказываются от вождения и использования электроэнергии в этот день. Что же говорят местные раввины? — разбирается Jerusalem Post.

«Ортодоксальные евреи, чтобы оценить новые реалии, пытаются понять, как они работают, и классифицировать их в рамках уже существующих прецедентов в еврейском праве», — говорит раввин Джоэл Ландау из ортодоксальной синагоги Adath Israel в Сан-Франциско. По его словам, одна существующая технология может дать подсказку. Это шаббатний лифт, который автоматически останавливается и открывает двери на каждом этаже, избавляя от необходимости нажимать кнопку.

Может показаться, что автономный автомобиль, если его запрограммировать, может отвечать тем же требованиям, что и шаббатний лифт. Однако Ландау считает, что все не так просто.

«Шаббатний лифт устраивает далеко не каждого», — подчеркивает раввин. По его словам, многие лифты учитывают массу пассажира, что, так сказать, сводит на нет их нейтральность. В отличие от этого, эскалатор или движущаяся пешеходная дорожка в этом отношении безупречны.

Если самодвижущиеся автомобили реагируют на вес или положение пассажира, то уже одно это может исключить их использование в шаббат среди соблюдающих евреев. То же самое можно сказать и о том, нужно ли будет активировать что-либо для начала поездки. По словам Ландау, он уверен, что технологическое ноу-хау для создания автономного электромобиля, отвечающего требованиям Шаббата, может быть разработано. Он просто не уверен, что это нужно делать.

Как же на самом деле работают самоуправляемые автомобили? Могут ли они действительно соответствовать требованиям Шаббата?

Проще говоря, автономный автомобиль оснащен целым набором датчиков и устройств визуализации, включая камеры и LIDAR — вращающееся устройство, которое использует свет для измерения расстояния. В то время как GPS помогает автомобилю прокладывать маршрут, именно все эти датчики помогают ему ориентироваться в хаотичной уличной обстановке.

В настоящее время доступ к автомобилям осуществляется через мобильные приложения, таким образом, чтобы заказать такси на шабат, необходимо сделать вызов до наступления шабата. Это позволит пассажиру не использовать телефон, любые технологии, связанные с поездками, и денежные средства, которые запрещены в шабат.

Ландау отмечает, что акцент на соблюдении духа шаббата является важнейшим руководством к действию. Ландау сказал, что даже если самодвижущиеся автомобили технически могут быть использованы — предположение, которое еще не было по-настоящему проверено, — он не верит, что большинство соблюдающих иудеев будут нажимать на приложение Waymo за несколько минут до заката в пятницу.

«Не все, что можно сделать, нужно делать», — убежден раввин.

Похожие статьи