Шаамо васал. Лаг ба-Омер в Дербенте

7 мая 2015 года в городе Дербенте, где проживает большая община горских евреев, дети, молодежь и их родители отметили праздник Лаг ба-Омер. Праздник был организован благотворительным фондом социальной поддержки «Семейный центр» в рамках детской программы. В нем приняло участие около 100 человек. В этот день стояла солнечная весенняя погода. Из рассказа Алика Рабаева о своем детстве я узнала, как в те далекие годы праздновали Лаг ба-Омер, горские евреи называют этот праздник Шаамо васал.
Накануне группа ребят из молодежного клуба пошла в находящийся неподалеку местный сквер и принесла сухие ветки для разжигания костра.
К вечеру после 5 часов стали собираться члены нашей общины горских евреев – родители с детьми, младшему из которых было 2 года. Молодые ребята – активисты клуба «Семейный центр» Борис Анисимов и Сави Рабаев под руководством психолога детской программы Элеоноры Исаковой открыли праздничное мероприятие, рассказали о празднике Лаг ба-Омер и почему мы празднуем этот праздник, а также о его традициях. Ребята вместе разожгли костер, а затем, взявшись за руки, дружно пели песни и водили хоровод вокруг костра. Затем все ели шашлыки, приготовленные уважаемым Аликом Рабаевым, и пили чай со сладостями, рассказывая смешные и веселые истории, играли на гитаре.
Среди родителей ребят были те, кто никогда не видел костров на Лаг ба-Омер, но были и те, кто помнит, как в их детстве праздновали Шаамо васал. Они-то и поделились с участниками своими воспоминаниями. Якубова Милана, мама троих детей – Тури, Шаула и Самуила, вспоминает: «Мое детство и юность прошли в Дербенте, на улице Пушкина, 34, где я жила в родительском доме. У нас был большой двор, где раньше жили только евреи, бывшие работники еврейских колхозов, и поэтому назывался он Колхозным двором. Вечером на праздник Шаамо васал мужчины и молодые ребята разжигали посреди двора большой костер, а в стороне ставили мангал и жарили шашлыки. Вокруг костра собирались все 10 семей, проживавших в нашем дворе, и мы пели песни. На гитаре играл покойный Гаррик, а на гармошке – дядя Соломон (сейчас он живет в Израиле, как и все остальные жители нашего двора), рассказывали истории, пекли в золе картошку и лук, и всё это продолжалось до глубокой ночи».
Я тоже помню, как в детстве в нашем дворе в Дербенте на улице Пушкина, 36, разжигали костер и собиралась молодежь. Последний мой костер, к сожалению, устроили, когда мне было не больше 7–8 лет. Мы также пекли картошку и лук. Ребята пели песни под гитару. Потом ходили в гости на другую улицу – сравнить, чей костер больше. К нам тоже приходили в гости ребята с других улиц. К большому сожалению, уже в последующие годы праздничные костры не разжигали – а ведь раньше, когда костры горели в каждом дворе и на каждой улице, весь город был окутан дымом, везде чувствовался запах костров.
Те из нас, кто помнил эти весенние костры, испытывали большое сожаление по утраченной традиции, и нам всегда хотелось вновь собраться, как это делало наше старшее поколение, но не было подходящего места. Хотя, если быть честными до конца, то, скорее всего, мы просто не были готовы к этому, не было такой дружбы, объединяющей всю молодежь и молодых родителей, живущих общими интересами, как это происходит сегодня в Дербенте вокруг еврейской семейной службы. Молодежь с большим интересом и энтузиазмом подошла к подготовке Лаг ба-Омера. Для большинства это был первый в их жизни праздничный костер.
Нам бы очень хотелось, чтобы молодое поколение запомнило этот день и, сохранив его в своей памяти, пронесло через всю жизнь. Наверняка молодежь будет рассказывать об этом дне своим детям, как это делаем сегодня и мы.


Автор:
Похожие статьи