В гостях у шамаша Эльханана Симан-Това

О синагоге имени Йекутиэля Адама г. Ор-Акивы я не раз писала в своих статьях. Эта одна из лучших горско-еврейских синагог Израиля. И действует она в обычном ритме, каждый день гостеприимно открывая свои двери, благодаря хранителям еврейских традиций – раввину Тальхуму (Тельману) Агиваеву, габаю Истахору Исакову и шамашу Эльханан-Хаю Симан-Тову. О раввине и габае этой синагоги я уже писала в предыдущих статьях, а в сейчас мне хотелось бы рассказать и о шамаше. Он тоже активно занимается общественной работой и одним из первых приходит на молитву, чтобы помочь раввину и габаю. Не зря слово «шамаш» в переводе с иврита означает «помощник раввина», а на идиш – просто «служка».
Эльханан-Хай родился в Красной Слободе в многодетной семье. Его родители Нофтоли и Хибо вырастили пятерых детей. Мать, Хибо, доводится родной сестрой рабби Ихиилу бен Севи, а отец Нофтоли из рода потомственных горско-еврейских раввинов, сам тоже служил шамашем и раввином. Он родной брат рабби Симанду – главного раввина горских евреев Баку и Кавказа (1940–1958 гг.).
Жизненный путь отца Эльханана – Нофтоли и его дяди рабби Симанду неоднократно освещала в своих очерках «Большие судьбы маленьких людей» писательница Мирьям Хейли. Их отец – рабби Аhaру – до революционных событий считался главным раввином нумаза Гильаки – одной из 11 синагог Еврейской Слободы. К 1930-м годам эта синагога осталась единственной действующей синагогой в поселке. Здания 10 других синагог были использованы советской властью для хозяйственных нужд, а в одной из них обустроили баню.
Во время нашей беседы с шамашем Эльхананом-Хаем он разложил на столе черно-белые фотографии и вырезки с газет, в которых в разное время были опубликованы статьи о его знаменитых родственниках. Каждая историческая фотография 50–100-летней давности по-своему уникальна. Она словно приоткрывает завесу прошлого, представляя запечатленный миг жизни людей того времени. У каждого из них своя судьба. А судьба его предков действительно требует тщательного исследования. Они жили в непростое время гонений и лишений, когда соблюдать еврейские традиции и посещать синагоги было практически невозможно.
Эльханан-Хай помнит, как в детстве посещал синагогу с отцом и вместе с ним молился на иврите и читал свиток Торы. Всё его детство прошло в стенах синагоги. Он помнит, как отец тщательно готовился, прежде чем пойти к кому-то на брит-милу или на очередную церемонию хупы в дом жениха. И хорошо запомнил случай, который произошел во втором классе, когда учитель заметил у одного из горско-еврейских школьников среди тетрадей и книг листок из молитвенника. Возмущению учителя не было предела, он наказал мальчика, оставив на второй год.
По окончании 4 класса средней школы города Кубы их семья переехала жить в город Сумгаит, и здесь он окончил вечернюю школу.
В 1976 году семья Эльханана Симан-Това репатриировалась в Израиль. Получив амидаровскую квартиру, они обосновались в городе Ор-Акиве. Эльханан-Хай проработал 25 лет на военном заводе в Рамат-ха-Шароне. Вместе со своей супругой Тури они вырастили семерых детей. Ныне он на пенсии и всё свое свободное время уделяет родной синагоге, помогая габаю Истахору оформлять различную документацию на иврите и выполнять хозяйственные работы. В народе говорят, что ор-акивской синагоге повезло, ведь у нее сразу два габая – Истахор и Эльханан-Хай.
Следуя заветам своих предков, шамаш Эльханан считает, что главная цель жизни – это быть нужным людям и своей родной общине. И слава Вс-вышнему, что мы живем в еврейской стране, где нет запрета посещать синагогу и свободно молиться.
Желаю Эльханану Симан-Тову долгих и здоровых лет жизни, быть полезным родной общине и радоваться успехам внуков и правнуков, которые в будущем будут гордиться им, как и он гордится своими знаменитыми предками!

Автор:
Похожие статьи