|
Мария Якубович
Мария Якубович

Список покупок и гет — бумага найденная в средневековой генизе

Это случается если не со всеми, то с довольно упорядоченными людьми. Примерно раз в неделю холодильник и кухонные шкафы пустеют, и нужно пополнять запасы...

Сейчас я пишу список необходимых закупок в телефоне. Но еще лет пятнадцать назад хватала первый попавшийся клочок бумаги. Понятно, что такие хлопоты сопровождают нас на протяжении веков. А что делали наши предки? 

Поведенческие схемы не изменились.

Это доказывает один из раритетов Каирской генизы — огромного, чудом сохранившегося архива документов из раннего средневековья: пресловутый список покупок, совершенно обыденный, написан на обороте куска свидетельства о разводе. 

В синагоге Бен-Эзра, построенной более тысячи лет назад в сердце древнего Каира — Фустате, обнаружили генизу, где хранились самые разнообразные документы, от святых книг до бытовых заметок. 

Гениза (‏ганаз — «прятать, скрывать») — помещение в синагоге для сохранения ветхих свитков Торы, книг, молитвенников и любых обрывков, содержащих упоминание Б-га. Каждая буква используется в святых книгах и поэтому имеет сакральное значение. Поэтому уничтожение любых подобных документов — святотатство.

Со временем люди начали сдавать на хранение любой документ, написанный на иврите, включая брачные контракты, документы о разводе, судебные документы и личные письма. В синагоге можно найти материалы с момента ее открытия в IX веке вплоть до XIX века. 

Когда Каирская гениза трудами энтузиастов — раввина Яакова Сапира; президента еврейской теологической семинарии Америки Шнеура Залмана Шехтера; нашего современника, арабиста и востоковеда Шломо Гойтейна — была открыта, миру явилась невероятная коллекция из 180 тысяч документов, написанных ивритским письмом на разных языках, включая иврит, арабский и арамейский, которая послужила бесценной документацией о тысячелетней истории еврейской культуры и общества на Ближнем Востоке. Она хранится в Кембриджском университете и в Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке, а в цифровом виде — в коллекции Национальной библиотеки Израиля. Там — так называемая «Еврейско-хазарская переписка» X века, рекомендательное «Киевское письмо» киевской еврейской общины, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, фрагменты Корана и священных еврейских текстов. 

Среди этих невероятных сокровищ генизы найден простой список покупок, написанный на клочке бумаги. Средневековая хозяйка составила совершенно обычный список ежедневных покупок того времени на соседнем рынке. Он довольно подробен: каждая запись в списке включает в себя конкретный вес каждого покупаемого товара с использованием единицы измерения дирхам. Дирхам – эквивалент примерно 3,125 грамма, эта единица веса часто упоминается в еврейском делопроизводстве, как, например, для измерения обещанного в брачном контракте количества серебра.

 

Список покупок из Каирской генизы. Библиотека Кембриджского университета

Список включает в себя обычные даже для нашего времени ингредиенты: сумах и тхину (пасту из молотого кунжутного семени), оливковое и кунжутное масло. Однако, когда исследователи перевернули список, их ждал сюрприз: перечень был написан на обороте фрагмента разорванного гета (еврейский договор о разводе). 


Оборотная сторона списка покупок в Каирской Генизе с текстом договора о разводе. Библиотека Кембриджского университета 

Документ о разводе должен был писаться мужем или раввином: 12 строк от руки, с указанием города, где происходил развод; город определялся по близлежащей реке. Гет давали в руки мужу, который бросал его жене. Она обходила комнату, что символизировало ее одиночество. Многие считают, что гет дает гораздо более сильное чувство свободы, чем развод гражданский. 

После развода женщина не должна выходить замуж 90 дней (чтобы исключить проблемы с выяснением возможного будущего отцовства). 

Еврейские муж или жена, вступившие в брак по ктубе — свидетельству о браке — под хупой, а затем оформившие лишь гражданский развод, считаются все еще женатыми. В новом замужестве женщина считается прелюбодейкой, а ее дети от следующего брака — незаконнорожденными и могут в будущем вступить в брак лишь с товарищами по несчастью. Это единственный случай, когда б-жественные законы преследуют невинных: детей за грех родителей. 

Хотя реформистский иудаизм не почитает гет необходимым и довольствуется постановлением о разводе, выданным гражданским судом, религиозные евреи всегда правильно оформляют гет, потому что раввины никогда не благословят новый брак в отстуствие гета. 

Разорванный гет — не так необычно, как кажется. В соответствии со средневековым законодательством гет при разрыве брака писался, а затем тоже разрывался. Запись делалась на лицевой стороне большого куска бумаги, а оборот всегда оставался пустым. А потом дорогая бумага использовалась в разных целях. Так и на оборотной стороне бракоразводного контракта написали тривиальный список покупок. 

Это не единственный список покупок, найденный в Каирской генизе. Как правило, они составлены в порядке, необходимом для определенного рецепта. Иногда в одном списке один и тот же продукт записан несколько раз, но с разным весом, так как он необходим для более чем одного рецепта. Например, в этот список кунжутное масло включено дважды для двух разных блюд. 

Прочтем же его: 

Сумах 3/8 (дирхама)

Тхина ¼

Оливковое и кунжутное масло ¾

Соль ¼

Кунжутное масло 1 5/8

Древесина для топлива ¼ (?) 

Улыбаясь, внесу предложение воссоздать этот рецепт, приготовив тхину. 

Смешать сырую пасту тхины с небольшим количеством сумаха и воды. Добавить кунжутное масло и соль по вкусу.

Похожие статьи