|
Нелли Рувинова
Нелли Рувинова

Темная сторона Оскара Шиндлера

Темная сторона Оскара Шиндлера

Оскар Шиндлер остался в памяти как человек, спасший тысячи евреев из нацистского ада. Но для горстки выживших этот человек, получивший звание Праведник народов мира» и увековеченный в оскароносном фильме, был циничным злодеем, присвоившим их собственность. Документы, найденные в Архиве еврейского народа Национальной библиотеки Израиля, проливают свет на тёмную сторону немецкого предпринимателя, состоявшего в нацистской партии, и на усилия еврейской общины помочь ему, даже за счет других евреев, пишет Ynet Espanol.

«Уважаемый господин, просим вас помочь нам найти адрес проживания немца Оскара Шиндлера. Во время немецкой оккупации Польши он вынудил Натана Вурцеля продать ему свою фабрику за ничтожную сумму, которая не отражала её истинной стоимости. Чтобы подать на него в суд, мы должны узнать его текущий адрес... Заранее благодарим и приносим извинения за неудобства».

Весной 1954 года конверт пересёк Атлантический океан. Его отправили из израильского кибуца Гиват-Бреннер в Буэнос-Айрес. Внутри конверта было короткое письмо в несколько строк, за которым скрывалась необычная история, достойная экранизации.

Автором письма был Натан Вурцель (позже он изменил свое имя на Ниссан Кедар), польский еврей, который в 1939 году владел фабрикой по производству эмалированной посуды, расположенной недалеко от Кракова. Однажды утром у входа на фабрику появился Оскар Шиндлер.

Шиндлер предложил купить фабрику за небольшую сумму, и после того, как Вурцель отказался, предприниматель вернулся, но уже не один, а со своими друзьями из гестапо. Немецкие изверги жестоко избили Вурцеля, заставив его подписать документ о продаже своей собственности. Шиндлер стал владельцем фабрики и за годы войны нажил на ней состояние. К концу войны он сумел спасти 1200 своих еврейских рабочих, воспользовавшись своими связями. Позже этот поступок принес ему звание Праведника народов мира и сделал его звездой знаменитого фильма «Список Шиндлера» Стивена Спилберга.

ByHsTWvxgd_0_0_640_360_0_large.jpg
Шиндлер посещает Израиль в 1963 г.

Насильственный путь, которым Шиндлер заполучил фабрику Вурцеля, со временем был забыт. Его дело было уничтожено, а честь и слава достались немецкому предпринимателю, которого по сей день часто считают спасителем евреев. Однако теперь этот забытый случай может изменить образ Шиндлера. Письмо Вурцеля в Буэнос-Айрес было недавно найдено в Архиве еврейского народа в Национальной библиотеке Израиля вместе с некоторыми другими документами.

Эти документы изначально хранились в архивах аргентинской еврейской организации “Soprotomis”, помогавшей евреям эмигрировать в Аргентину. Они доказывают, что Американский еврейский объединённый распределительный комитет «Джойнт» и еврейская община Буэнос-Айреса помогали Шиндлеру и его семье бежать из послевоенной Европы в Аргентину.

Благодаря этим документам Шиндлер предстаёт в совершенно другом образе: вместо героя, получившего всеобщее признание и поддержку со стороны еврейского народа и общественных организаций, мы видим хитрого и циничного воротилу, который использовал войну в своих целях, чтобы сколотить на ней состояние, растаптывая на своём пути таких евреев, как Вурцель.

«Дело Шиндлера очень сложное, — заявил директор Центрального архива истории еврейского народа доктор Йохай Бен-Гедалия. — Пока Вурцель боролся с пережитой им несправедливостью, люди и организации делали всё возможное, чтобы выразить Шиндлеру благодарность за его действия. Парадоксально, но именно то, что Шиндлер был нацистом, помогло ему спасти столько евреев».

За счет выживших

Нив Кедар, внук Натана Вурцеля, сообщил, что его дед «много рассказывал об эпизоде, когда гестаповцы заявились на фабрику и избили его». Вурцель был состоятельным евреем, который в июле 1939 года купил обанкротившуюся фабрику недалеко от Кракова. Правда, сделку он совершил в неподходящее время, ведь несколько месяцев спустя немцы вторглись в Польшу и началась Вторая мировая война. Этой возможности ждал Шиндлер, самодовольный немецкий коммерсант, недавно вступивший в ряды нацистской партии.

SkEoT11wle00_0_0_980_1498_0_large.jpg

HJXopbDeeu_0_0_980_1539_0_large.jpg
Миграционная анкета Оскара Шиндлера, заполненная при въезде в Аргентину

«Шиндлер хотел иметь собственную фабрику, — отметил внук Вурцеля. — Он привел с собой гестаповцев и заставил моего деда подписать документ о продаже фабрики, очень жестоко и унизительно. По этой причине мой дед был очень зол на Шиндлера, а позже и вовсе возненавидел его, когда Шиндлер стал своего рода героем», — добавил он. Дело в том, что позже Шиндлер, казалось, изменил свои взгляды. Несмотря на риск, ему удалось спасти еврейских работников, в том числе тех, кто уже был вывезен в Освенцим. Еврейские организации высоко оценили поступок Шиндлера. После войны он вернулся с женой в Германию, где его поддерживал Американский еврейский объединённый распределительный комитет.

Шиндлеру и его друзьям-евреям было ясно, что он не должен оставаться в Германии, потому что его могли судить как нацистского преступника. Недавно найденные документы, в том числе иммиграционное досье Шиндлера и его семьи, иллюстрируют значительное участие еврейских организаций в его спасении. Так, например, 21 ноября 1949 года владелец магазина женской одежды направил Шиндлерам рекомендательное письмо, адресованное «Организации евреев Аргентины», в котором он просил признать статус Шиндлеров в качестве постоянных жителей латиноамериканской страны. Впоследствии организация связалась с генеральным директором иммиграционной службы, и этот вопрос был решён.

ryMjaWDxeO_0_0_980_598_0_large.jpg
Встреча Шиндлера со спасенными им евреями в Израиле

Документы показывают, что для признания статуса Шиндлера еврейская организация использовала разрешения на въезд в страну других людей, которых хотели вывезти в Аргентину. Таким образом, по сути, переезд Шиндлера в латиноамериканскую страну произошёл за счет евреев, размещённых в лагерях для беженцев. В довершение ко всему еврейские организации профинансировали переезд из Германии в Аргентину сестры Шиндлера с мужем и детьми.

Пребывание Шиндлеров в Аргентине также было профинансировано еврейскими организациями. Их разместили в отеле в самом центре Буэнос-Айреса. В иммиграционных бланках, заполненных Шиндлером, он указал, что у него нет профессии и что он безработный. Позже Шиндлер с женой переехал на ферму в пригороде Буэнос-Айреса, которую они приобрели за пятнадцать тысяч долларов.

Месть обворованного еврея

В этот момент по другую сторону океана Натана Вурцеля перевозили из одного лагеря беженцев в другой. «Во время войны мои бабушка и дедушка вместе со своими двумя детьми скитались по гетто, — рассказал Нив Кедар. — В конце концов семья бежала в Словакию, а оттуда через Венгрию в Румынию. После войны они пытались вновь обосноваться в Польше, но там царил антисемитизм, поэтому они решили начать новую жизнь в Израиле». Вурцель и его семья приехали туда в 1950 году. «Мой дед, который до войны был богатым человеком, эмигрировал в Израиль абсолютно нищим, — отметил Кедар. — Он работал на соляной фабрике в Атлите, а затем в прачечной в Тель-Авиве, служившей для него и моей бабушки местом ночлега». Семья в конце концов обосновалась в кибуце Гиват-Бренер.

rkWj6bwex00_0_0_980_1149_0_large.jpg
Запрос Натана Вурцеля в Аргентину, в котором он просит сообщить адрес Шиндлера

Там Вурцель начал поиски Шиндлера. Он хотел получить компенсацию за конфискацию фабрики и с этой целью попытался найти предпринимателя в Аргентине после того, как распространились слухи о том, что он живёт там. «Это дело не давало ему покоя», — вспоминал внук. Так, 21 февраля 1954 года Вурцель отправил письмо из Гиват-Бренера в Буэнос-Айрес, адресованное еврейской благотворительной организации Soprotomis. Ответ пришёл через год: организация смогла найти Шиндлера на ферме в Сан-Висенте в провинции Буэнос-Айрес, которой он руководил вместе со своим партнером-евреем Эдмундом Горовицем. Много усилий для определения местонахождения Шиндлера не потребовалось, ведь его хорошо знали и даже помогли с иммиграцией и в первое время после переезда.

Вурцель не стал подавать иск. В то время спасённые Шиндлером евреи проводили большую кампанию, чтобы признать его Праведником народов мира. В 1962 году Шиндлер впервые приехал в Израиль, где был тепло принят. Было даже решено, что на главной церемонии Международного дня памяти жертв Холокоста в том году в «Яд Вашеме», где Шиндлер должен был сидеть на почетном месте рядом с тогдашним президентом Ицхаком Бен-Цви, он получит звание Праведник народов мира. Это был шанс Вурцеля отомстить.

За несколько дней до церемонии Вурцель и Юлиус Винер, еще один еврей, обворованный Шиндлером с помощью гестапо, рассказали о том, что с ними произошло, и возмутились решением присвоить почетное звание «нацисту, поменявшему свои взгляды». Они даже пригрозили вырвать с корнем дерево, которое Шиндлер посадит в Саду Праведников народов мира, и в конечном итоге торжественная церемония была отменена.

Признание Шиндлера Праведником народов мира произошло спустя 20 лет после его смерти, в 1993 году, одновременно с премьерой фильма Спилберга. В контексте драматических событий, связанных с церемонией 1962 года, Вурцель решил отказаться от продолжения судебной тяжбы против Шиндлера. «Этот вопрос выходит за те границы, которые я мог контролировать сам, — пояснил он. — В результате наша семья приняла решение забыть обо всём, что произошло».

Так кем же был Шиндлер? Эгоистичным и жадным антисемитом или альтруистом, готовым рискнуть своей жизнью ради других? Можно ли быть и тем и другим одновременно? До самой смерти Вурцель считал, что Шиндлер не менялся, а всё время был хитрым человеком, который думал только о себе. «Мой дед говорил, что Шиндлер понял, как будет развиваться ход войны и что ему нужно спасать самого себя, — рассказывал Кедар, учитель истории. — Дед считал, что в личности Шиндлера нет ничего выдающегося, что он всё время был негодяем. Сам я думаю, что его личность была сложной и противоречивой. Если бы он был обычным человеком, возможно, он не спас бы столько евреев. Как учитель истории, я предпочитаю размышлять не над тем, почему он это сделал, а что именно он сделал. И в эти моменты я бы хотел, чтобы таких злодеев-гедонистов, как Шиндлер, было больше».

Похожие статьи