|
Артем Добровольский
Артем Добровольский

Лидер еврейской общины Тегерана: евреи Ирана свободно исповедуют иудаизм

Лидер еврейской общины Тегерана: евреи Ирана свободно исповедуют иудаизм
Иранские евреи молятся в синагоге «Абришами» на улице Палестина в Тегеране 24 декабря 2015 года

Вопреки широко распространенному мнению, живущим в Иране евреям сегодня легче исповедовать свою религию, чем до Исламской революции 1979 года, заверяет лидер еврейской общины Тегерана.

Как пишет The Jerusalem Post, выступая в прямом эфире через Zoom в воскресенье, Шушан Пурим, выдающийся еврейский педагог, кантор, чтец Торы и ученый Араш Абайи объяснил, почему, по его мнению, евреи Ирана за последние четыре десятилетия стали значительно активнее в проведении своих религиозных обрядов.

В частности, Абайи сказал, что Исламская Республика с ее глубокой приверженностью религиозным законам уважительно взаимодействует со своими гражданами, в том числе христианами и евреями, которые соблюдают свои религиозные правила. По словам кантора, мусульмане уважают евреев, которые регулярно молятся, постятся, воздерживаются от определенных продуктов и верят в приход Мошиаха.

«Они ищут в иудаизме общие черты с исламом, и это путь к мирному сосуществованию», сказал Абаи в интервью профессору еврейской истории, раввину Якобу Шехтеру из Центра еврейского будущего при американском университете «Ешива».

voice_from_tehran_speakers.jpg

Раввин объяснил, что познакомился с Абайи 18 лет назад на международной конференции в Швеции, которую проводил американский Мемориальный фонд еврейской культуры. Шехтер был впечатлен глубоким знанием еврейских текстов иранским кантором, сказав, что «на уроке по Талмуду, его знание даже самых завуалированных ссылок на священные тексты, было выдающимся».

Шехтер и Абайи после конференции поговорили, обсудив многие религиозные темы, после чего поддерживали связь на протяжении многих лет.

unnamed.jpgВоскресная 50-минутная программа была посвящена сегодняшней еврейской жизни в бывшей Персии. Негласный контекст дискуссии заключался в том, что самая большая еврейская община в мусульманском мире может жить в мире до тех пор, пока политически неактивна, а в частности, не демонстрирует поддержку Израиля.

Такое разграничение восприятия иранским режимом евреев и Израиля было принято вскоре после революции 1979 года, когда несколько иранских евреев были обвинены в шпионаже в пользу Израиля и казнены. Стремясь стабилизировать отношения с еврейской общиной, верховный лидер Ирана аятолла Хомейни провозгласил: «Мы не ассоциируем наших евреев с этими сионистами-безбожниками». Тем не менее 30 тысяч евреев покинули страну в течение нескольких месяцев после революции.

15703421_303.jpg

Заявление Хомейни не было забыто, и еврейское население Ирана в значительной степени сумело справиться со сложностями ситуации, которая дала им официальный статус национального меньшинства, постоянное место в парламенте и свободу исповедовать свою религию в обмен на отказ от идей сионизма.

Абайи отметил, что евреи находились под защитой в Персии исторически, хотя с ними обращались как с нижестоящими по сравнению с мусульманским большинством. Он описал историю персидского еврейства, как живущего в мире с мусульманским большинством, но при этом признал, что были и конфликтные периоды.

Лидер еврейской общины Тегерана не стал вдаваться в подробности нынешней напряженности, хотя не секрет, что Иран считает Израиль своим злейшим врагом.

Абайи объяснил, что соблюдающих евреев в мусульманском обществе уважают как людей Книги. (Еврейская и христианская Библии считаются священными книгами и являются частью исламской доктрины прогрессивного откровения; согласно Корану, истории Моисея и Иисуса ведут к высшему для мусульман божественному пророку Мухаммеду).

Как почти все оставшиеся в стране евреи, Абайи родился в Иране, как и его родители, дедушка и бабушка, а также предки, восходящие к «временам Мордехая и Эстер».

Иранские евреи считают, что останки героев пуримской истории покоятся бок о бок в небольшом, безукоризненно ухоженном молитвенном месте в Хамадане, примерно в шести часах езды от Тегерана. В 2008 году правительство Ирана объявило гробницы объектом Всемирного наследия, и каждый год в Пурим их посещают множество евреев-паломников (В настоящее время из-за эпидемии COVID-19 мемориал временно закрыт).

Mideast-Iran-Jews_Horo-1-640x400.jpg

Абайи, который редактировал персидско-ивритский словарь и выпускает еженедельную листовку с отрывками из Торы, с гордостью говорит о том, что членам еврейской общины в Иране свободно разрешается вести активную и полноценную религиозную жизнь с синагогами, молодежными организациями. Соблюдается кашрут, дети ходят в четыре еврейские школы.

Кроме того, еврейские школьники, посещающие общеобразовательные учебные заведения, обязаны властями тратить от двух до четырех часов в неделю на религиозные занятия, проводимые еврейской общиной.

Сегодня в Иране проживает около 10 тысяч евреев, по сравнению со 100 тысячами до исламской революции. По словам Абайи, большинство из них либо слишком бедны, чтобы всерьез рассматривать возможность отъезда, либо считают, что они потеряют в финансовом отношении, если уедут из страны. Свобода и даже поощрение властей Ирана исповедания ими иудаизма не торопит их покидать насиженные места.

Похожие статьи