|
Яна Любарская
Яна Любарская

Бeлла-Броха Манаширова: «Нравится учить детей, нести свет Торы в их души»

Бeлла-Броха Манаширова: «Нравится учить детей, нести свет Торы в их души»

Благотворительный фонд СТМЭГИ оберегает и развивает язык горских евреев, популяризирует его, осуществляет проекты, направленные на сохранение культурного наследия джууро.

Ежегодно в общинах открываются новые кружки для детей и взрослых, издаются учебники и словари. Джуури — язык предков, наследие горско-еврейского этноса, часть его культуры. Через его изучение дети знакомятся с культурой, традициями и обычаями своего народа. Малыши изучают язык по картинкам в специальных адаптированных учебных пособиях на горско-еврейском языке, которые вышли, благодаря Фонду СТМЭГИ и его Президенту Герману Захарьяеву. Программа изучения джуури для ребят постоянно совершенствуется, дополняется, расширяется. Педагоги заметили, что именно через игры и песни ребята лучше усваивают родной язык, получая огромное удовольствие от самого процесса познания. Отрадно, что в детском центре «Киндершул» при общине «Цемах Цедек», включающем детский лагерь, детский сад и воскресную школу, язык джуури преподают опытные учителя, обожающие свое дело, что нравится и юным ученикам, и их родителям. Беседуем с Бeллой (Брохой) Манашировой, воспитателем, педагогом еврейской традиции и джуури.

Белла рассказала о пребывании малышей в детском столичном лагере на ул.Ткацкой, который работал с 26 июня по 7 июля, сообщила, как важно, чтобы родители закрепляли все пройденное детьми в «Киндершуле» дома, рассказала об особенностях преподавания джуури маленьким непоседам, объяснила, почему считает себя самым счастливым человеком и за что так любит свою работу.

***

— Белла, прежде всего скажите, пожалуйста, какова цель преподавания джуури в детском московском городском лагере «Киндершул», на Ткацкой?

— Цель уроков джуури в наших стенах состоит в том, чтобы научить детей понимать язык своих предков, читать и писать на нем, запоминать и понимать джуури на слух. Стараемся привить нашим ребятам любовь к джуури, мотивировать их на изучение языка и в более старшем возрасте, дабы не терять связь поколений. Наши ребята с удовольствием учат новые слова и выражения, знакомятся с детскими песнями на родном языке. Задача педагога — увеличить, насколько возможно, словарный запас ребенка, добиться того, чтобы он мог понимать устную речь. Язык — лицо любого народа, средство самоидентификации, речь отцов, поэтому очень важно, чтобы и современное поколение горско-еврейских детей могло на нем общаться. Многие в нашем детском центре «Киндершул» начинают учить язык кавказских евреев с самых начальных ступеней.

— Знаю, у вас в центре недавно закончил работу летний лагерь…

— Верно. Вообще, наш детский лагерь запускается два раза в году – зимой, в январе и летом, в конце июня. Когда лагерь заканчивается, наши дети очень по нему скучают. На адаптацию в нем нашим маленьким подопечным требуется примерно неделя. А теплые воспоминания о чудесном времяпрепровождении в «Киндершуле» греют их и дождливой осенью, и холодной зимой. У нас насыщенная, разнообразная образовательная программа. По утрам — молитва, далее уроки хасидизма, изучение джуури и пр.  

— А летом?

— Наш летний детский лагерь, который завершился седьмого июля, начинал работу в 10.30 утра и завершался в 17.00. Часто родители обращались к нам с просьбой продлить его до шести вечера. К занятиям мы, педагоги, по обыкновению готовимся заранее. Нам очень важно, чтобы у наших детей остались о нас лишь положительные впечатления, чтобы они и дальше хотели к нам приходить. Новые темы закрепляем через изготовление поделок, используем на своих уроках самые разные материалы: краски, пластилин, что очень важно для развития детской моторики.  

— Какие, на ваш взгляд, особенности, имеет преподавание джуури именно малышам?

— Известно, что как в летнем, так и в зимнем лагерях мы учим с нашими детьми джуури. Благо, у нас сейчас появилось много словарей, пособий, методических рекомендаций, ярких картинок, плакатов, иллюстраций, позволяющих с помощью всего этого визуального учебного ряда расширить словарный запас ребят, дать им больше новой лексики, улучшить их понимание грамматики. Делаем все, чтобы заинтересовать нашу молодежь, открыть детям наш язык с новой стороны. Кстати, на каждую группу у нас приходится по три педагога.

— Хотелось бы подробнее узнать о педагогическом составе «Киндершула». Как лично вы попали в детский центр на ул.Ткацкая, в детский лагерь «Киндершул», откуда вы родом?  

— Меня зовут Белла (мое еврейское имя — Броха), я мама взрослого сына-студента. Родилась в Дербенте в 1982 году. Мой папа — из Баку, мама — уроженка Дербента. Имею кубинские, бакинские, дербентские корни. Не могу сказать, что происхожу из очень религиозной семьи, но моя мама всегда серьезно готовилась к Песаху, тщательно убирала дом, отмечала Суккот и другие важные даты нашего календаря. Все традиции и обычаи переходили к нам от наших бабушек и дедушек. Можно смело сказать, что наш язык, культуру, традиции, обычаи я «впитала с молоком матери». Когда переехала в Москву, продолжила все это соблюдать и поддерживать уже самостоятельно. Училась в обычной школе, любимым моим предметом был русский язык. Дома моя мама всегда говорила на джуури, он также просто мне давался. На мой взгляд, язык нашего народа сравнительно легкий, а его усвоение зависит от мотивации. Не секрет, что в самом юном возрасте изучение новых языков дается нам гораздо легче, чем во взрослые годы.    

— Кто вы по профессии?

— У меня два образования — медицинское и педагогическое. Начав работать в медицине, я поняла, что не получаю удовлетворения от своей деятельности. Долгое время искала ответ на вопрос, что мне надо изменить в своей жизни, какую найти нишу, чтобы она нравилась мне и приносила пользу другим. В те годы я часто обращалась за подсказками к Всевышнему. К счастью, однажды, ответ на мой вопрос был найден, это произошло, когда мне стали предлагать работу воспитателя. Приняла это предложение, начав жизнь с чистого листа, потом отправилась дальше учиться, получать педагогическое образование. Моим первым местом работы в качестве педагога, воспитателя стала еврейская школа «Мир интеллекта». Трудилась там воспитателем, параллельно училась.

— Что было дальше?

— Потом мне предложили преподавать еврейскую традицию, а я, тем временем, продолжала учиться. Уже второй год работаю в детском центре «Киндершул» на Ткацкой. До этого работала здесь же, но не в детском саду, а в воскресной школе. В какой-то момент мне предложили попробовать свои силы и в нашем лагере, и я с радостью согласилась, тем более что живу недалеко, в Измайлове. Ни о чем не жалею, у нас дружный сплоченный коллектив. Надеемся с божьей помощью расширяться, идти дальше, не останавливаться на достигнутом. Хотелось бы, конечно, переехать в более просторное помещение, ведь количество детей у нас постоянно прибавляется.

— Горско-еврейские дети, которые к вам попадают, хорошо знают джуури? Встречаются ли совсем новички, которые и вовсе не знают горско-еврейского?

— Прежде всего хочу сказать, что у нас есть самые разные еврейские дети — ашкеназы, горские и грузинские евреи. Если говорить о горско-еврейских девочках и мальчиках, то кто-то из них знает язык сильнее, кто-то — слабее, кто-то вовсе не знаком с ним, все зависит от того, насколько джуури укоренен в их семьях. Разумеется, стараемся сильно не загружать их новыми знаниями, учим язык постепенно. Детям легче дается изучение новых языков, они впитывают их, как губка. Применяю ко всем ребятам индивидуальный подход, и в этом мне помогает мой материнский опыт. Например, однажды к нам в лагерь пришла двухлетняя девочка, которая без труда адаптировалась у нас за два дня.  

— Какую роль в работе детского центра «Кидершул», в деятельности лагеря играет раввин общины «Цемах Цедек» Элиягу Бар?

— Очень любим нашего раввина, он постоянно интересуется детскими программами в «Киндершуле», посещаемостью наших проектов, всегда рад новым малышам в наших рядах. Раввин Элиягу Бар регулярно находится в прямом контакте с родителями наших маленьких подопечных, ему важно, чтобы детишки приходили к нам с большим удовольствием. Наши сотрудники также очень его уважают, могут обратиться к нему с любым личным или рабочим вопросом, наш раввин всегда выслушает, даст мудрый совет.

— Почему организаторы назвали ваш проект не горско-еврейским словом, например «Говлэи», как это сделали в общине ОГЕ? Почему выбрали для названия слово «киндершул»?

— Думаю, потому, что это название понятно всем евреям, живущим поблизости от нас, такое милое, приятное, универсальное слово, ассоциирующееся с любимым чадом, с нашим детством...  

— Были ли разбиты дети в вашем летнем лагере по возрастным группам?

— Конечно, нас посещали детки разного возраста, от двух до 18-19 лет, и они были распределены у нас по соответствующим группам. Более старшие наши детки, которым от 14 лет, весьма активно и энергично проводили у нас свои дни. Они совершали под руководством педагога визиты в разные интересные столичные места, отдыхали на природе, плавали в бассейне, устраивали пикники, готовили шашлыки, играли в баскетбол, в волейбол, проводя свое летнее время в лагере в основном на свежем воздухе, заряжаясь солнечной энергией и витамином D. Более старших ребят, по нашим законам цниюта, мы разделяли на девичьи и юношеские отряды, например, при посещении ими бассейна. Девочки тогда плавали с девочками, мальчики — с мальчиками. А малыши у нас занимались все вместе. После утренней молитвы, при условии хорошей погоды, выводили детей на улицу для игр и занятий на свежем воздухе, ездили с ними в торговые центры, в батутные клубы, так и развлекались. Разумеется, зимой погода не позволяет нам проводить много времени на улице, поэтому, в холодное время года наши ребята, в основном, находятся в помещении. Зимой приглашаем для наших мальчиков и девочек фокусников, аниматоров, запускаем для них разные потрясающие программы, помимо того, что сами проводим для наших подопечных занятия.

— За что любите свою работу?

— Мне нравится учить детей, нести свет Торы в их души, дарить ребятам духовную пищу, приносить счастье и новые знания в их дома, считаю, что лучшего занятия для меня быть не может. От всего этого и сама получаю огромное вдохновение и удовольствие. Мой рабочий день начинается в 8.30 и заканчивается в 18.00, все эти часы провожу на работе и ухожу домой с чувством полного удовлетворения. Мне нужно получать позитивную отдачу от своей профессии. Дети — наше продолжение, мы наставляем их на праведный путь, помогаем им осваивать язык наших предков. У нас также проходят уроки Торы для детей, шабаты для самых маленьких, наши девочки зажигают свечи, мальчики делают кидуш, многие из них с нетерпением ждут пятницы, чтобы скорее погрузиться в волшебство иудаизма. И когда я слышу, что наши детки уже и дома, с мамами, встречают и проводят шаббат, как того требует еврейская традиция, я еще раз убеждаюсь, что мы все делаем правильно…

— Можно ли вас назвать счастливым человеком?

— Да, я очень счастливый человек, нашла в этой жизни свое предназначение, хочу и дальше развиваться в своей специальности, самосовершенствоваться, не останавливаться. Порой сама часто удивляюсь, откуда у меня столько сил и энергии!

P.S. Дополнительную информацию о детском центре «Киндершул» можно узнать по телефону: +7 916 480 25 87.

Похожие статьи