|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

Выставка живописи Мушаила Мушаилова открылась в Дербенте

Выставка живописи Мушаила Мушаилова открылась в Дербенте

16 августа в Дербенте  в выставочном зале Музея истории мировых культур и религий открылась выставка работ члена Союза художников РФ, лауреата республиканской премии им. Гамзата Цадасы Мушаила Мушаилова. 

На открытии выставки директор музея Диана Гасанова назвала три самые главные темы в творчестве художника, которым он оставался верен на протяжении всей жизни: военно-патриотическая, зарисовки улиц Дербента и портреты родных людей: «Безграничная любовь к родному городу, восхищение женщиной-матерью, неприятие войны ощущаются во всем творчестве Мушаила Мушаилова, и выставка, организованная нашим музеем, — это ещё один повод гордиться нашим земляком, чье имя хорошо известно не только в Дагестане, но и далеко за его пределами. Это также повод гордиться нашим древним городом, который богат не только своими историческими памятниками, обычаями и традициями, но и талантливым людьми».

Директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Салихат Гамзатова напомнила, что в прошлом году Мушаилу Хануховичу исполнилось бы 80 лет, а умер он относительно молодым, в возрасте 66 лет. По ее мнению, ни один другой художник, не был до такой степени влюблён в свой родной город, в его людей, в магалы, узенькие улочки и храмы. Салихат Гамзатова подробно рассказала о работах художника, посвященных бабушке Пурим. Первой серьезной работой, которую он создал в 13 лет, и был портрет любимой бабушки. Образ горско-еврейской женщины, потерявшей на фронте мужа и брата, был воплощён художником в его знаменитых полотнах «Чёрные шали матерей» и «Баллада о солдате — Воспоминание».
На протяжении всей жизни Мушаила Хануховича бабушка Пурим была для него олицетворением доброты и мудрости. Она воспитала в нем любовь к искусству и творчеству, безгранично верила в его талант. 

В собрании Дербентского музея-заповедника находятся две графические работы, рассказывающие о той глубокой связи, которая была между ним и его бабушкой. На первой работе он изобразил время, когда она была жива, и, по рассказам близких, когда Мушаил Ханухович учился в Москве, она говорила, что не закрывает дверь дома, чтобы внук знал, что она всегда ждет его. Он изобразил бабушку стоящей около дома, двери которого открыты, а внутри горит керосиновая лампа. В левом верхнем углу, рядом с бабушкой, хужожник изобразил себя, так как именно он являлся героем ее дум. Эта работа называется «Тоска по внуку». Другая работа рассказывает о его жизни без нее. В доме, в котором она жила, закрыта дверь. Спиной к зрителю и лицом к дому художник изобразил силуэт своей бабушки. Интересно, что обе работы написаны в темных тонах, но именно силуэт бабушки нарисован художником в очень светлой, переливающейся разными цветами гамме: желтой, розовой, голубой, терракотовой. Эта работа называется «Присутствие».

До конца жизни и куда бы ни переезжал художник, он всегда возил с собой первый созданный им портрет бабушки и всегда ставил его в своей мастерской. 
В собрании ДМИИ им. П.С. Гамзатовой находится полотно, посвящённое дербентской тематике, выполненное в жанре группового портрета: «Виноградари Дербента». Многофигурная композиция, где на фоне гор художник изобразил группу женщин и мальчика-подростка, отражает главную мысль художника. Это женщины-труженицы, чьими стараниями растет один из главных символов этого города — виноград. Эта лирическая работа — своего рода признание в любви жителям родного города.
Еще одна замечательная работа  называется «Давид вернулся». На ней художник изобразил встречу с семьей на узкой улице старого Дербента вернувшегося с войны солдата. Возвращение солдата Давида, как капля в море, отражает судьбы тех дагестанцев, которым посчастливилось вернуться к родным очагам.

В церемонии открытия выставки также приняли участие и выступили главный редактор республиканской газеты «Ватан» Виктор Сиюнович Михайлов, сотрудница Дербентского музея-заповедника Гюльпери Мирзабалаева, поэт Пейсах Мишиев и другие. 
Творческое наследие Мушаила Хануховича бережно хранится в дагестанских музеях, и открывшаяся выставка дает возможность увидеть работы этого художника в таком объеме, в каком оно редко представляется, открыть талантливого и интересного автора, прикоснуться к его разнообразному художественному миру.

Похожие статьи