|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Славный жизненный путь Бориса Ягудаева

Славный жизненный путь Бориса Ягудаева

Когда-то в Дербенте проживала одна из крупных еврейских общин. И среди ее представителей было немало тех, кто оставил яркий след в истории города и своего народа. Среди них можно назвать имя Бориса Ягудаева - человека интеллигентного, принципиального и заботливого главы семейства.

5 августа 1930 г. в семье Мушаила Ягудаева – Ханукаева родился первенец. Это было великим счастьем для семьи, нарекли мальчика в честь его дяди Нисима (брата Мушаила), которого в народе называли «ковхо» (староста). Род Ханукаевых был известным и богатым до революции, они владели виноградными плантациями, винзаводами и рыбными промыслами. Один из братьев – Нисим Ханукаев занимался продажей ковров. Дома малыша с первых дней стали называть Бирор, а со временем Борисом. Мальчик рос очень любознательным, эрудированным, добропорядочным и отзывчивым. С раннего детства был любимчиком не только своей семьи, но и доставлял радость окружающим его людям.

Вскоре Мушаил Ягудаев приобрел большой участок земли вместе со своим другом, в центре города Дербента по улице Буйнакского 21. Чета Ягудаевых, Мушаил и Сусанна вырастили шестерых детей. Борис Ягудаев, как старший сын, помог получить высшее образование братьям и сестрам.

Сестры: Сара, Эстэр-Истир, названная в честь матери Мушаила и Зинаида получили высшее педагогическое образование. Двое из них жили в Махачкале и долгие годы преподавали: Эстер в школе №14 г., а Зинаида ещё и завучем в школе №17. Брат Саша-Цфания с 14 лет подрабатывал в тресте столовых и ресторанов завскладом, затем заведовал магазином. И младший Давид окончил политехнический институт в Махачкале, кораблестроительный в Ленинграде и товароведа пушно-меховых изделий в Горьком. Он работал заготовителем, а затем основал в Дербенте Дагпушномеховое объединение и параллельно работал директором Дербентской заготовительной базы.

В 1941 году началась Великая Отечественная война - спокойная жизнь жителей СССР была нарушена. Когда уходил на фронт сосед семьи Ягудаевых, и оставил красавицу-жену Мазалту с тремя маленькими детьми, Мушоил поклялся ему, что, если что-то с ним случится, то он достроит их дом, и вырастит его детей, как своих родных. И сдержал своё слово, когда в соседскую семью пришла «похоронка» -помог вдове воспитать детей.

Свою лепту в достижение Победы над нацизмом внесли и жители тыла, в основном подростки – дети войны. Среди них был и 11-летний мальчик Борис Ягудаев, который бегал вместе со своими друзьями в госпиталь, что располагался в здании Дербентской школы №1 имени Гранковского. Он не только давал раненным бойцам самодеятельные концерты, но и кормил их, читал им газеты, книги и т.д., ведь с детства был воспитан в духе добра. С 14–16 лет работал в продуктовом магазине в свободное от школы время, после окончания которой поступил в университет и вышел оттуда с красным дипломом и профессией экономиста–бухгалтера.

После воинской службы Б. Ягудаев приступил работать главбухом на заводе «Дагконсервобъединение». Спустя некоторое время стал заведовать группой магазинов (кустов) в посёлках Даг-Огни и имени Карла Маркса. А затем многие годы был заведующим базами при ОРСе железной дороги, где был на высоком счету. Среди его близких друзей были: журналист и старший инспектор по ссельхозпродуктам Дербентского Райкома Александр Рафаилов (отец журналистки Ханы Рафаэль); Бинсиро Хананаев, который работал в Союзпечати, Давид и Ихай Давыдовы, и многие другие. Борис был интеллигентным и глубоко эрудированном и образованным человеком, читал книги взахлёб, и эту черту передал своим детям. В доме у них была большая библиотека подписной литературы.

Из воспоминаний его дочери Бэллы Ягудаевой-Мушаиловой:

- Помню мне было лет пять, когда наш любимый дедушка заболел воспалением легких и как раз в то время, он, как бригадир колхоза должен был ехать в Москву на ВДНХ, чтобы получить Орден Социалистического труда. Тогда он принял мудрое решение - послать в Москву вместо себя звеньевую колхоза, он сказал, что женщин надо поощрять и продвигать. Деду Мушаилу удалили два ребра и папа дежурил в больнице, пока он не пошёл на поправку. Ради отца он купил дом, поблизости от побережья, ведь врачи рекомендовали ему свежий морской воздух.

У Бориса и Михаль Ягудаевых двое детей. Их дочь Бэлла Ягудаева-Мушаилова – филолог, журналист и инженер-технолог, в настоящее время с семьей проживает в израильском городе Ришон-ле-Ционе, где возглавляет городскую кавказскую общину. Младший брат Данил, нареченный в честь прадеда Данила Ханукаева, получил образование в Москве по специальностям ювелира и товароведа пушно-меховых изделий, он работал замдиректора пушно-мехового комбината г. Дербента.     

- Мой отец, - вспоминает Бэлла, - сделал много добрых дел для наших людей, помогал молодёжи получить высшее образование, сыграть свадьбу. Помогал людям не только в радости, но и в горести, например - организовать поминки. Для него не существовало плохих людей, и нас он учил этому. Вот уже 27 лет с нами нет нашего дорогого отца и деда, но память о нём жива и по сей день, в нашем народе хорошо помнят его добрые дела. Папа был для меня идеалом во всем, я до сих пор не могу осознать его уход из жизни – 2 января 1996 года. И даже сейчас мысленно беседую с ними, делюсь и прошу совета, а его литературная речь до сих пор звучит у меня в ушах. Он никогда не грубил, любил и баловал, ласково общаясь и делая замечания, не повышая тон. Самое главное - то, что отец никогда не брал и не просил обратно долг у людей, и маме это запрещал делать. Но, увы ни доброта, ни человечность и ни его мицва не смогли преградить дорогу ангелу смерти, забравшем его из жизни в расцвете лет. Успокаивает немного боль утраты лишь то значимое, высокое и живущее в памяти народной о нём… Я посвятила отцу немало стихов на родном языке и рассказов. Давайте помолимся за наших родителей, они живы в нашей памяти навечно.

Похожие статьи