Как правило, еврейские родители стремятся, чтобы их дети стали врачами, ювелирами, бизнесменами или музыкантами, но кто сказал, что стереотипы нерушимы?
Сегодня мы познакомим наших читателей с доктором экономических наук, профессором, бывшим заведующим кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, ныне директором Института экономики, управления и права МГПУ Русланом Агаруновичем Абрамовым.
Расскажите о своих корнях, где вы родились, откуда тянется ваше фамильное древо? Как мы знаем, в становлении каждого человека важную роль играют родители. Расскажите нам о них.
Ценность родителей мы порой, и, к большому сожалению, начинаем оценивать уже в зрелом возрасте. А ведь они закладывают в нас самое ценное — истоки. Ну, и воспитание, конечно, вносит корректировки в наше развитие.
Мой отец из интеллигентной семьи. Работал инженером, говорят, неплохим. Рукастый, говорят, был. Я не очень хорошо помню тот период, да и рано он ушел из жизни. Оставил самое ценное — память.
Поднимать детей, по сути, пришлось маме. Она успевала и работать, и воспитывать детей. Мама — детский врач. Всю свою жизнь она посвятила детям, своим и не только. Она работала в больнице. Я хорошо помню ее ночные дежурства, которые нам, ее детям, конечно, не всегда нравились. Многие в городе говорят, что у мамы были золотые и добрые руки. И этому есть доказательства: все просились на лечение именно к ней.
Помню, летом маме на работу приходили благодарственные письма из школы о воспитании детей-отличников. Думаю, ей было приятно и вдохновляло в тяжелые минуты. И, надеюсь, давало силы воспитывать четверых детей в одиночку.
Касаемо корней. Насколько мне известно, все наши предки жили в Дагестане, в основном в Дербенте, который я очень люблю. Существует множество версий, как они попали в Дагестан. Одни считают это наследием Хазарского каганата. Другие же полагают, что община образовалась вследствие постоянной миграции евреев из Северного Ирана, а также, возможно, из близлежащих районов Византийской империи. Есть и другие объяснения. Думаю, все они содержат рациональное зерно.
А сегодня, при децентрализации мира, причислять себя к какой-то территории сложно. Мир стал очень многополярным.
Руслан Агарунович, вы профессор, доктор экономических наук. Почему решили связать свою жизнь со сферой образования, с преподаванием? Как родители отнеслись к выбранной профессии?
Родители всегда давали нам право выбора, давали возможность самим решать, кем мы хотим стать. И даже когда я, например, учился сразу в нескольких учебных заведениях совершенно разного профиля, от ВГИКа до «Плешки», мама всегда с пониманием относилась ко всем моим начинаниям. По правде говоря, иногда меня это удивляло: вроде восточный человек…
Конечно, в глубине души она хотела, чтобы дети стали врачами, как она сама, да и большинство родственников. Но в медицинский вуз я так и не поступил, и выбор профессии, как и у многих, стал своего рода случайностью. Хотя, как мы знаем, все случайности не случайны. «Плехановка» была ближе всего к дому, да и нравилась она мне еще со школы. Часто, прогуливаясь рядом, я мечтал там учиться. Окончив магистратуру, а потом и аспирантуру, я продолжил работать в университете. При этом параллельно осваивал и другие профессии: работал в кино, в бизнесе. Но, видимо, менторство сидит в каждом еврее, и образование взяло вверх. Я так и остался в университете, пройдя путь от студента до профессора.
Говоря откровенно, сначала институт меня как-то подавил, показался мне огромным и мощным. Это, знаете, как в фильме «Когда деревья были большими». Но потом он стал родным домом. Большая часть моей жизни прошла именно в «Плехановке». О чем я нисколько не жалею.
Но если бы меня спросили, кем бы вы стали, если бы не остались в образовании, я бы с уверенностью заявил, что вернулся бы в киноиндустрию, которая меня завораживает и сейчас. Скорее всего, снимал бы или продюсировал фильмы.
У вас большой опыт преподавания. На ваш взгляд, изменились ли студенты за эти годы?
Студенты сейчас стали более конкретными, они знают, чего хотят. Более требовательные. Более целеустремленные. Часто на предложение в чем-то поучаствовать мы слышим фразу: «А что нам за это будет?». Сейчас студенты знают свои права, однако порой забывают про свои обязанности или просто игнорируют их. И от этого становится грустно. Больше всего удручает, что нынешние студенты не могут или не хотят работать «в долгую». У многих желания отражаются в ракурсе «здесь и сейчас». Они разучились думать на перспективу.
Но если говорить в целом, у нас талантливая, креативная, продвинутая молодежь с огромным потенциалом. Студенты сейчас заряжены на успех, на работу для общества, для страны. Их особенностью является способность решать проблему с помощью своего пытливого ума, нестандартных подходов.
Они также обладают высоким уровнем эмпатии. Мы занимаемся благотворительностью. Помогаем детским домам — как морально, так и материально. И студенты активно вовлечены в эту благотворительную деятельность!
Вы долгое время заведовали кафедрой «Государственное и муниципальное управление» в РЭУ им. Г. В. Плеханова. В чем, по-вашему, специфика обучения студентов на кафедре?
Особенности обучения студентов на кафедре «Государственное и муниципальное управление» связаны, прежде всего, с освоением знаний в разных областях. Современный чиновник, юрист или экономист, должен быть всесторонне развитым. Он должен иметь представление не только о своей профессии, но и о политике, искусстве, культуре, бизнесе и т.д. Поэтому мы образовываем наших ребят в различных аспектах. Так, мы организовывали встречи с успешными представителями разных сфер деятельности, чтобы студенты вдохновлялись, формировали целостную картину мира, расширяли кругозор в части представлений о себе, семье, обществе, государстве и мире.
Особенности кафедры связаны и с активной внеурочной деятельностью. Например, мы со студентами участвовали в выборах депутата в Московскую городскую думу с целью приобретения новых знаний и опыта. И, кстати, хорошо себя показали. Уступили только Надежде Бабкиной).
Все навыки, знакомства, приобретённые на протяжении жизни, без сомнений, пригождаются — об этом мы говорим ученикам и доказываем это, опираясь на собственный опыт. Например, я учился во ВГИКе, увлекался кино. Занимался с великими мастерами, учениками С.А. Герасимова. Так, со времён учебы осталось много приятелей в этой среде, а теперь они известные режиссеры, актеры, ведущие.
Давайте поговорим о вашем назначении на должность директора Института экономики, управления и права ГАОУ ВО МГПУ. В том же году вы выстроили план первоочередных действий для развития института. Расскажите, что из поставленных задач уже удалось реализовать?
Для начала я бы отметил, что перед принятием этого решения я долго колебался. Ведь «Плехановка» была моим вторым домом.
Однако приходит время, когда понимаешь, что необходимо что-то менять в жизни, чтобы совершенствоваться. Как говорят, перемены — это всегда путь к росту. Поэтому, когда появились возможности для развития, я с удовольствием ими воспользовался. МГПУ — достойный вуз с великолепным коллективом и руководством.
Сейчас существует множество задач. Многое уже сделано, но предстоит сделать еще больше. Основная цель — сделать институт узнаваемым в научном, и образовательном пространствах. Чтобы он стал гарантией качества. Надеюсь, у нас это получится. Тем более, и учредитель, и руководство университета этому активно способствуют, за что весь наш коллектив очень признателен.
На ваш взгляд, важнейшая проблема российского государственного управления связана с коррупцией?
Вы знаете, борьба с коррупции не только у нас в стране, но и во всем современном мире является действительно очень важной и приоритетной проблемой. Об этом говорит много общественных организаций. У нас в стране в учебные планы многих вузов, нашего в том числе, введен предмет «антикоррупционная политика».
Мы долгое время изучаем эту тему. И можем сказать, что коррупция — это важная, но не единственная проблема современного государственного управления. Если бы все было так однозначно, то и коррупцию мы бы давно победили, и в государственном управлении не осталось бы проблем. Но, к сожалению или к счастью, все более многовекторно.
На мой взгляд, основной проблемой можно назвать недостаточное развитие институтов государственного управления. Ведь только при развитых и эффективно работающих институтах государственного управления все сферы жизни будут работать полноценно.
Расскажите, каким, на ваш взгляд, должно быть современное образование? Влияет ли диплом престижного вуза на последующую карьеру?
Качественное образование важно. Знания должны быть конвертируемыми, тогда нет разницы, какой диплом у тебя в кармане.
В обучении, на мой взгляд, главное, чтобы студент понимал суть вопроса, а не просто знал его. «Надо учить не знанию, а пониманию… Знаний сейчас стало много, они слишком подвижны и быстро меняются. А понимание — это то, что остаётся», — говорил академик Капица. И я полностью поддерживаю это высказывание.
Вацлав Гавел, президент Чехии, говорил: «Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Этот афоризм наиболее полно выражает разрыв между уровнем знания и уровнем понимания. Высказывание Джорджа Галифакса, английского государственного деятеля, писателя и политика, о том, что «образование — это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили», также подтверждает мои взгляды на процесс обучения в современных реалиях. Более того, я сторонник того, чтобы отказаться от использования экзаменационных билетов. Мне бы хотелось, чтобы студентам разрешалось использовать различные источники информации (конспекты, учебники) во время сдачи экзамена. Так, при непринужденном общении со студентом, можно выявить его настоящий уровень знаний, оценить его смекалку, его способность неординарно мыслить и соответствующе реагировать на нестандартные ситуации.
Основная задача настоящего образования — научить пониманию.
Что происходит с экономикой России прямо сейчас? Какие мифы про экономику вы бы развенчали в первую очередь?
Все мы уже поняли, что экономика страны оказалась довольно устойчивой к современным вызовам. Однако тут не стоит обольщаться, поскольку и ресурсы, и устойчивость — вещь зыбкая. Надолго может не хватить. В нынешних условиях говорить о стабильности в перспективе сложно, потому что мы имеем множество факторов, влияющих на экономическое благосостояние.
Главный миф, который хотелось бы развенчать, — «экономика страны рухнет и будет разорвана в клочья». Этого не произойдет. Так как в случае такого расклада «эхо» данного обстоятельства разнесется по всему миру. И достаточно громко. Так что, поверьте, в этом никто не заинтересован. По крайней мере, страны большой двадцатки.
Безусловно, экономика страны будет трансформироваться. Произойдет переориентация рынков. Постепенно все процессы будут налаживаться. Сейчас мы наблюдаем, как падает платежеспособность рубля, однако правительство видит данную проблему и предпринимает меры.
Я хотела бы задать личный вопрос, касающийся религии. Насколько я знаю, ваши бабушка и дедушка были религиозны и старались воспитывать своих детей и внуков в вере. Как вы сейчас относитесь к религии? Соблюдаете традиции?
Да, действительно, мои бабушка и дедушка соблюдали все религиозные нормы и законы кашрута. Всех воспитывали в традициях, старались прививать иудейские ценности. Они были эталоном высочайшей порядочности для меня. У меня также остались очень теплые воспоминания о них. Они жили в самом центре города, за стеной стадиона. Во дворе росли большие тутовые и инжирные деревья. Дедушка, с нехарактерным для нашего народа ростом под два метра и с 50-м размером ноги, почти каждый день ходил в синагогу, чтобы принести домой кошерную курицу.
Помню, как, будучи больной, бабушка наотрез отказывалась есть некошерную пищу и нам приходилось лукавить и говорить, что все из синагоги. Думаю, Бог прощает, когда такие поступки совершаются во благо человеку.
К вере я отношусь, я бы сказал, с трепетом. Традиции соблюдаю в меру своих же возможностей и знаний. Стараюсь адаптироваться и приобщиться к культуре, насколько это получается. Принадлежность к великому народу никогда не отрицал и не буду этого делать. Бог у меня в душе. И, на мой взгляд, — это главное. Ты можешь соблюдать посты, кашрут, но при этом сплетничать, злословить и обижать нуждающихся и слабых. Праведность для меня заключается в искренних помыслах и намерениях, в добрых нравах, отношении к нашим женщинам, к детям.
Вы, как человек, достигший больших карьерных высот, наверное, знаете настоящий залог успеха. Если взглянуть с высоты вашего жизненного опыта, какое достижение вы считаете самым важным в жизни?
Банально, но скажу. Самый большой секрет — это любить свое дело, то, чем занимаешься. Дело по душе — самый легкий путь к успеху.
Что касается главного достижения… Семья, без всяких сомнений. Моя любимая жена и мои прекрасные дети. Это и есть самое важное в моей жизни сегодня. Родные занимают все мое пространство, духовное и моральное. И надо сказать, что мне это нравится и я счастлив.