|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

Роман Назаров — узник концлагеря

Роман Назаров — узник концлагеря
Роман Назаров

11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей (International Day of Fascist Concentration Camps Prisoners Liberation). Она установлена в память о восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.

Назаров Роман (Рахамим) Арзолович родился в августе 1923 г. в Грозном.

Его отец, Арзол Рахамимович, работал на нефтеперерабатывающем заводе. Непростая судьба была у Арзола Рахамимовича. В 1920-е годы у него была семья: жена и трое детей, но внезапно молодая женщина серьезно заболела. Перед смертью она попро­сила мужа, чтобы он же­нился на девушке по имени Гюзель (по-тюркски красавица), по­тому что только ей она мо­жет доверить своих детей. Так Гюзель Равильевна, вышла замуж за Арзола Назарова и вырас­тила этих троих детей и своих пятерых, родившихся в новой семье.

Когда началась Великая Отечественная война, двух старших братьев, Исая и Эбея, за­брали на фронт, оба они пропали без вести.

Назаров Эбей Арзолович

Документ, уточняющий потери

Дата рождения: __.__.1911

Место рождения: Чечено-Ингушская АССР, г. Грозный

Дата призыва: 23.11.1941; 25.12.1941

Призван: Орджоникидзевский РВК, Чечено-Ингушская АССР, г. Грозный, Орджоникидзевский р-н

Воинское звание: рядовой

Дата выбытия: __.04.1942

Причина выбытия: пропал без вести

          ***

Назаров Исай Арзолович

Документ, уточняющий потери

Дата рождения: __.__.1920

Место рождения: г. Грозный

Дата призыва: 10.02.1942 Молотовский РВК, Чечено-Ингушская АССР, г. Грозный, Молотовский р-н

Дата призыва: 10.02.1942

Воинское звание: красноармеец

Последнее место службы: ппс 425

Дата выбытия: __.10.1942

Причина выбытия: пропал без вести

В семье Назаровых не осталось даже фото Исая Арзоловича. Сохранилось только одно письмо, написанное 23 июня 1942 года. В письме он сообщает адрес своей полевой почты: П.П.С. 425 стрелк.полк, 884, 2-й батальон. А также интересуется адресом брата Романа, который тоже ушел на фронт.

О судьбе Романа Назарова рассказала его дочь Мария Романовна:

«Отцу было 15 лет, когда он пошел работать на завод “Красный молот” слесарем, они изготавливали железные кровати. В ноябре 1941 г. и его призвали в армию — защищать Родину. В марте 1942 г. он попал в плен под Новочеркасском, был вынужден уничтожить свои документы. Раздобыл другие: в плену он стал чеченцем Султаном, бла­го он хорошо знал чеченский язык. Вместе с ним в плен по­пали 43 человека из Ростова и Ростовской области, с ними он и прошел весь ад концлагеря. Его лагерный номер был 165492. Рабо­тали они в каменоломнях, было очень тяжело. Их постоянно избивали, кормили баландой. Пленные держались из последних сил. Однажды отец сильно простудился, в забытьи сказал на родном языке: «Ой, бебелейме, муьрдуьм» (ой, папочка, умираю). Рядом находившиеся пленные чеченцы, поняли, на каком языке он говорил, но не выдали его, за что им низкий поклон.

Близился конец войны, войска союзников приближались, и по­этому всех узников готовились уничтожить, но не успе­ли. Американские войска их осво­бодили 5 мая 1945 г. Но до дома было еще очень далеко…

Отец рассказывал, как после освобождения они бежа­ли по дорогам, ели все, что могли найти. После освобождения от истощения умерло 200 бывших военнопленных. Дома, в Грозном, получили изве­щение о том, что мой отец по­гиб. На поминках к бабушке подхо­дит 6-летняя девочка и говорит: “Не плачьте, он придет живой и здоровый. Я Хаву женю на Ро­мане”. Пожилые женщины ска­зали: “Раз ребенок сказал, так оно и будет!” И моя бабушка поклялась: “Если мой сын вер­нется живой, я его женю на Хаве”. Вот так мои родители поженились. Нас было в семье 11 человек: дедушка, бабушка, папа, мама, пять дочерей и два сына. Всю эту большую семью содержал мой отец. Свою трудовую деятельность он продолжил в 1946 году в русской станице Ассинская Сунженского района и станице Слепцовская, где проработал до 1990 года. Мы, единственная еврейская семья в большой казачьей станице, отмечали все праздники: Пурим, Песах, Рош а-Шана, Йом-Кипур. Помню, как отец собирал всех детей возле себя и рассказывал про концлагерь, про испы­тания, выпавшие на долю нашего народа, про свою работу. Так незаметно про­ходило время поста. Я час­то его вспоминаю, но мы не спросили его, как же назывался лагерь, где он был в плену, но номер на его руке я никогда не забуду. У нас сохранилась справка из военкомата, что Назаров Роман был освобожден 5 мая 1945 года. Много лет спустя, прихожу к выводу, что, возможно, это был концлагерь Маутхаузен на территории Австрии. Хочу приложить все усилия, чтобы точно узнать, так ли это. Отзывчи­вый и добрый, он всегда помогал нуждающимся людям, помогал нашим родственникам. Отец умер в январе 1992 г., похоронили его на еврейском кладбище в Пятигорске. Память об отце помогает мне преодоле­вать жизненные невзгоды, дает мне силы, как если бы он был сегодня рядом со мной.

Я много лет бережно храню его награды, все, что связано с именем моего отца».

Похожие статьи