|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Узелки жизни коврового мастера Валентины Пинхасовой-Юсуфовой

Узелки жизни коврового мастера Валентины Пинхасовой-Юсуфовой

Ковроделие является одним из древнейших ремесел в мире. Родоначальницей уникального ремесла считается первая женщина на земле Хава, которая получила от Всевышнего этот волшебный дар и передала своим потомкам. Во все времена, кавказские ковры пользовались широким спросом и, если заглянуть в историческое прошлое горских евреев, можно с уверенностью сказать, что многие из представителей нашего народа весьма преуспели, занимаясь ковровым бизнесом.

С тётей Валей (Светлая ей память), мастерицей по коврам, я знакома с детства. Она супруга моего дяди Бесандиля, брата бабушки Шунамит. Мои детские годы прошли во дворе, что располагался в Дербенте по улице имени Буйнакского 54, там проживали с семьей ещё брата бабушки: Юнатана и Донила.

В те далекие детские годы, я часто бывала в гостях у дяди Бесандиля и тёти Вали. А когда в 1970-х гг. появился телевизор, мы дети нашего двора не раз заходили к ним, чтобы посмотреть детские передачи. Непременным атрибутом в семье Юсуфовых был, установленный в прихожей их дома массивный ковровый станок. Мне нравилось наблюдать за работой хозяйки дома, которая узелком за узелком цветными нитками ткала очередной ковер, затем специальным устройством начинала отбивать узелки, выстукивая им по несколько раз.

Тётя Валя была мастерицей по восстановлению древних ковров, она могла так искусно починить ту или иную брешь в ковре, словно там и не было никакого изъяна. Со всего Дагестана приезжали к ней, люди, которые привозили ковры на реставрацию.

А ещё Валя Ханукаевна брала пряжу с Дербентской ковровой фабрики и обеспечивала работой многих женщин. Помню, как мы с бабулей Шунамит в день вывязывали пару теплых шерстяных носков для солдат Советской Армии. А в четверг, накануне наступления Шабата, женщины нашего двора выпекали хлеб «нун тонуи». Разводили костер в яме для выпечки хлеба, и начинали лепить по его стенкам круглые лепёшки. Затем готовый ароматный хлеб раскладывали на белой скатерти. А мы дети всегда крутились рядышком, заворожено глядя на костер в тонуре и терпеливо выжидали, когда нас угостят самым вкусным и свежим на свете «нун тонуи».

Я благодарна Ларисе, дочери тёти Вали, которая рассказала мне о славном пути её жизни. Она поведала мне о том, что её мама родилась в 1929 г. в Москве в семье Хануко и Мариса Пинхасовых и нарекли её созвучным горско-еврейским именем Болбикэ, состоящее по смыслу из слов «мед и госпожа». Хотя с таким именем жить в столице Советского Союза было не очень комфортно, родители решили дать ей второе имя Валентина. Её отец Хануко Шуминович работал до войны в министерстве внешней торговли, в отделе искусства по продаже и реставрации восточных ковров.

До начала Великой Отечественной войны Валя окончила восьмилетку, ковровую школу и кулинарное училище, после которого работала шеф-поваром в одном из московских ресторанов. Когда её отец Хануко ушёл добровольцем на фронт, Мариса с четырьмя детьми (Валентиной-Болбике, Юсупом, Семеном и Ниной-Намия) эвакуировались в Дербент, чтобы легче перенести нелегкие военные годы рядом с родственниками. Но Хануко Пинхасову не суждено было вернуться домой, он попал в плен в 1941 г., после войны его родным так и не удалось ничего узнать о его судьбе.

На сайте https://toldot.com/life/cemetery/graves_348.html я нашла место захоронение на Московском Востряковском кладбище светлой памяти Марисы Юсуповны Пинхасовой (1903-1970). На памятнике помимо данных усопшей упоминаются имена её супруга Хануко Шуминовиче Пинхасова (1898-1941) и сына Юсупа Ханукаевиче Пинхасове (1931-1997).

Хануко Пинхасов, сын Юсупа-Йосефа, проживает в Иерусалиме. Дети Вали очень хотят разыскать семью своего родственника, племянника матери.

Бесандил, супруг Вали доводится ей родственником, их родители Хануко и Ягудит родные брат и сестра. Они поженились в 1947 г., у них пятеро детей, которые со своими семьями проживают в израильском городе Хадера. Старший сын раби Юно Юсуфов был раввином синагоги имени Ягутиэля Адамова в г. Ор-Акиве. И ещё четверо детей: Рая, Илюша, Лариса и Саша. В этом же городе живет сестра Вали – Нина, вдова известного горско-еврейского художника Шалума Шалумова. Нина Ханукаевна выпускница двух московских строительных институтов, многие годы работала главным инженером в Мосгосстрое. Под ее руководством в те годы в г. Баку было реализовано два крупных строительных объекта.

Светлой памяти Валя-Болбикэ Юсуфова-Пинхасова ушла из жизни в 2000 г., похоронена в г. Хадере.

Её дочь Лариса, которая помогла мне написать статью, поведала мне о том, что два года тому назад она гостила в Дербенте, где ей довелось встретиться с людьми, которые и до сих пор с большим уважением вспоминают о ковровой мастерице тёте Вале.

   

Похожие статьи