Во время русского завоевания Кавказа (1817-1864) по всему региону возводятся крепости, рядом с которыми стали селиться горские евреи, стремившиеся избавиться от зависимости от кумыкских князей, а также от грабежей, издевательств и унижений.
В 1818 году русские войска основали крепость на берегу реки Нальчик, вокруг которой стали селиться горские евреи. Первыми еврейскими поселенцами в Нальчике были беженцы из Северного Дагестана: селения Эндери и нескольких кумыкских аулов.
На протяжении 15 лет потомки первых поселенцев Нальчика занимаются изучением своих родословных и составлением генеалогических схем. Анжела Абрамова-Шамилова (чья бабушка происходила из рода Нафталиевых) активно собирает информацию на сайте MyHeritage. Особенно активно поисковой работой увлечены две семьи потомков первых еврейских поселенцев Нальчика: Шамиловы и Нафталиевы. Первыми откликнулись двоюродные братья отца Анжелы, Дмитрия Шамилова: Бодон и Жорик Нафталиевы (ныне уже покойные), предоставившие схему своей родословной. Затем подключились к исследованию многие родственники из разных стран мира. За три года Анжеле удалось собрать в генеалогическую карту 764 имени.
Процесс работы по сбору материала чрезвычайно увлекателен, и, как считает Анжела, в будущем полученная информация будет представлять интерес не только для потомков, но и для историков. На карте сайта введены имена, фамилии и к ним помещены фотографии с пояснениями.
Интересно, что в середине XIV века один горско-еврейский раввин через своих единоверцев-купцов передал письмо-обращение евреям Пиренейского полуострова. До изгнания в 1492 г. еврейские общины Кастилии и Арагона были богаты и влиятельны и помогали евреям по всему миру. Раввин написал на древнееврейском языке следующее обращение: «Горе мне, и всему нашему народу, наши евреи переходят в другие религии. Мы выстроили синагогу, но, к сожалению, у нас на Кавказе нет семей коэнов. Возможно, кто-то из Вашей общины мог бы совершить Богоугодное дело: приехать к нам на Кавказ, чтобы мы могли сохранить нашу еврейскую общину».
Так на Кавказ прибыло несколько семей ремесленников-евреев с Пиренейского полуострова, среди которых была и семья коэнов. Они проделали столь долгий путь, чтобы поддержать евреев Кавказа и сохранить еврейские традиции.
Потомок прибывших в Дагестан сефардских евреев Гилод бен Нафтали Коэн (1758 г.р.) был женат на еврейке, родом из Йемена (её так и называли: «таймени»). А их сын был женат на дочери горско-еврейского раввина, родоначальника семей Агаруновых, живших в Дагестане, и Нафталиевых, живших в Нальчике.
До последней четверти XVIII века горские евреи жили в регионе Северного Кавказа относительно спокойно, в мире с соседними народами. Но вскоре положение изменилось: к концу XVIII века начались постоянные набеги и погромы. Евреев вынуждали принимать ислам и воевать против русских. Евреи были вынуждены покинуть свои насиженные места, взять с собой только необходимое на первое время вещи и искать безопасные места для проживания. Из Джиут-Катте и других аулов многие переселились в Эндери, Хасавюрт, Костек, Аксай, а также поселились рядом с крепостью Грозный.
Семьи Нафталиевых и Шамиловых по приглашению князя Атажукина были приглашены в Кабарду и поселились в районе Вольного аула («Баранте» на джуури). В Нальчике есть парк, основанный потомком князя, который и до сих пор называется Атажукинский. Большинство представителей рода Нафталиевых принадлежат к коэнам («киин» на джуури), т.е. к прямым потомкам первосвященника Аарона по мужской линии. Пантук бен Нафтали — один из первых поселенцев 1-го еврейского посёлка рядом с крепостью Нальчик, впоследствии известного как Еврейская Колонка.
Шамиловы — это потомки Исмаила-Исраэля бен Шамиля, тоже одного из первых поселенцев еврейского посёлка Нальчика. Занимательна судьба Исмаила, который служил нукером у местного хана в Джиут-Катте и пользовался среди горцев большим авторитетом. Как-то во время стычки он убил одного абрека, но так как Исмаил был прав, все присутствовавшие при этой стычке поддержали его. Однако из-за угрозы кровной мести он вынужден был уехать вместе со своей семьей и родственниками.
Следует отметить о поддержке кабардинского князя Атажукина, который и прежде был хорошо знаком с представителями горско-еврейской общины и со многими абреками Дагестана, в том числе и с Исмаилом Шамиловым. Он не раз приезжал на Северный Кавказ и скупал товары еврейских ремесленников: кожевников, сапожников, шорников и кузнецов. Когда Исмаил обратился к нему за помощью, тот с радостью пригласил его и земляков поселиться в Кабарде и обещал им выделить хорошую землю.
Мудрый князь позволил им жить в одном районе, чтобы они сохранили свою общину и могли экономически развивать Кабарду. Однако первым еврейским поселенцем в Кабарде следует считать Ильягу Ашурова, который еще до начала кавказской войны договорился с местным ханом об аренде земли для посева марены (натурального красителя для ковровых нитей). Хан его поддержал, и они стали побратимами. Ильягу в благодарность своего сына нарёк именем Гъэбэрдей (Кабардей).
В числе первых еврейских поселенцев Кабарды, приглашенных князем Атаржоковым, были: Исмаил Шамилов, Пантук Нафталиев, Гъзэгь (Казак) Ашуров и Рабо Симахов. Все перечисленные прибыли со своими семьями в 1790-1795 гг. Шамиловы прибыли из Хасавюрта, вместе с Исмаилом прибыла его сестра, вдова с дочерью и 10-летним сыном Нафтали Киином (Коэном). От него и пошёл род Нафталиевых, потомки которого ныне исследуют свою родословную.
К сожалению, во время кавказской войны князь Атажукин покинул свои владения, и в Баранте для евреев наступили сложные времена. Сначала у них увели весь скот, а в 1825 году, во время восстания, выкрали двух юношей 17-18 лет из семей Нафалиевых и Шамиловых. К счастью, Шамилова удалось выкупить, но Нафталиева похитители успели продать в рабство. С разрешения генерала Ермолова большая часть горско-еврейской общины переселилась в село Джеганес на Кубани.
Семья Нафталиевых, в надежде на спасение своего сына из плена, вынуждена была остаться в Кабарде. С ними решили остаться Шамиловы и ещё с десяток семей евреев. Оставшиеся поселились внизу от крепости Нальчик на левом берегу реки. Причиной переселения горских евреев из верхней части Вольного аула (Баранте) ниже крепости Нальчик стала их работа. Отходы кожевенного производства (химикаты, мездра и части кожи) попадали в реки и отправляли её.
Через 20-30 лет семьи, поселившиеся на Кубани, стали возвращаться обратно, основав в 1862 году Еврейскую Колонку.
До массовой эмиграции, которая началась в конце 1980-х годов, в Нальчике проживала одна из самых многочисленных горско-еврейских общин: 12 тысяч человек. Потомки первых поселенцев у крепости Нальчик ныне проживают в основном в Израиле, а также в разных странах мира.