|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Марина Пашанова: «Проза — моя хрустальная мечта, а стихи — отдушина жизни»

Марина Пашанова: «Проза — моя хрустальная мечта, а стихи — отдушина жизни»

О Марине Пашановой я узнала из международного альманаха «Понедельник», обратив внимания на оглавление, где среди талантливых поэтов и писателей из разных стран мира увидела знакомую фамилию. Ознакомившись с её творчеством, сразу же отметила прекрасный слог поэтессы: её стихи легко читаются, в них словно слышна мелодия.  

Марина родилась в 1966 г. в Нальчике. Там же прошли её детские и юношеские годы. Её родители, Валерий Пашанов и Ольга Шагабаева, развелись вскоре после свадьбы. Марина единственная дочь у матери, а у отца в другой семье родилось ещё двое детей. Отец жил в Пятигорске, а Марина с матерью — в Нальчике. Ей, выросшей в окружении маминых родственников, очень дорога память о дедушке, инвалиде ВОВ, Гуршуме Шагабаеве, и бабушке Анны-Обой (в дев. Рафаилова). Они похоронены в Израиле, в Беэр-Шеве.

С пятилетнего возраста девочке очень нравилось рифмовать слова. Даже сочинения по литературе учительница позволяла ей писать в рифму.

«В 14 лет, — вспоминает Марина, — я вдруг обнаружила, что не могу ничего сочинять, но, несмотря на это, литература оставалась моим любимым предметом. Очень любила читать книги классиков, в том числе поэтов. После школы поступила в Ленинградский техникум лёгкой промышленности, а в 1987 г. вышла замуж. Нальчик — курортный город, он запомнился мне зеленеющим, цветущим и, что очень важно для меня, почти без антисемитизма (встречались лишь единичные случаи). Я написала пару стихов, посвящённых городу, но, увы, записи пропали.    

В 1992 году, в возрасте 26 лет, Марина с двумя детьми репатриировалась в Израиль. Муж прибыл через три месяца, но не смог адаптироваться в Израиле и переехал в Москву, где и проживает со своей новой семьёй. В 1997 г. они развелись. Была замужем вторично, появились ещё двое детей, но, увы, тоже расстались. В Израиле Марина поселилась в небольшом городке на юге под названием Мицпе-Рамон. Она заботливая мать четверых детей и прекрасная хозяйка. Трое детей уже отслужили в армии, работают, четвёртая скоро пойдёт служить.

Вернуться к поэтическому творчеству Марину заставила случайная встреча в Мицпе-Рамоне с известным писателем и журналистом Натальей Терликовой. В 2016 году Н. Терликова основала литературный кружок-студию «Понедельник» для любителей и более опытных авторов. Она стала давать Марине задания написать что-то из прозы, но у нее во время процесса писания в голове вновь стали зарождаться рифмы. И почти любую мысль она пыталась зарифмовать. Выходили стихи разных жанров, но, как правило, все они написаны с мягким юмором, рассказывают о любви и добре. О своём творчестве поэтесса может рассказывать часами: «Иногда мне даже везёт с прозой — моей хрустальной мечтой. Сразу после основания кружка-студии появился литературный альманах “Понедельник”, благодаря которому, спасибо Наталье, я познакомилась со множеством интересных и талантливых людей, а также стала публиковать свои стихи и рассказы. Прошло уже немало лет, но я до сих пор считаю себя автором-любителем и пишу только потому, что это доставляет мне огромное удовольствие. Несмотря на то что в глубине души теплится надежда осчастливить мир чем-то невероятным, к своему творчеству я отношусь адекватно и всегда благодарна за отзывы, советы и даже за критику. И всё так же, как и в юности, трачу большую часть свободного времени и на чтение книг. У меня опять скопилось множество заметок и набросков, ждущих своего часа. Уверена: всё ещё впереди. Мне очень хочется уделять больше внимания своему творчеству, но из-за войны, работы, семьи не всегда получается. Очень надеюсь на прекращение войны. И тогда уже можно будет подумать об издании своей книги. А на сегодня главное — мирное небо над головой, здоровье и оставаться в здравом ум и твёрдой памяти. Чего я нам всем и желаю».

Одно из стихотворений Марины Пашановой:

По городу блуждает ветер

И гонит с улиц тишину.

Никто беднягу не приветил,

Дверь не открыли ни одну.

 

И снова у дверей он дышит,

И нервно бьётся о стекло:

Любовь, пропавшую он ищет,

Что бросила его давно.

 

То он метет в порыве гнева

Все, что попалось на пути.

То вдруг взмывает птицей в небо,

Чтоб там изменницу найти.

 

В волнах невидимого моря,

Его судьба пошла ко дну.

Кричит и плачет ветер с горя,

И вновь пугает тишину.


Похожие статьи